avto
Баннер
АРКОНА 'Не буду вновь заводить шарманку...'
2024-10-11
Читателей онлайн - 165

Не буду вновь заводить шарманку (свистеть в жалейку?) о самом успешном российском экспортном метал-продукте. Предваряя наш разговор с Марией «Scream» Архиповой по поводу выхода нового альбома АРКОНЫ ‘Храм’, хочется обратить внимание наших читателей на то, что у вас есть просто уникальная возможность понимать материал этой самобытной группы абсолютно на всех его уровнях. Ничего подобного у вас не получится при всём желании ни с одним «амонамартом». Проверить свою идентичность так, чтобы вспыхнул ярким светом весь этнический код в ваших венах, можно уже с первых нот – заклятье в интро даст вам понять, кто вы есть на самом деле и как далеки вы от своих предков… или же близки к своему роду.

- Название 'Храм' может сбить с толку не самых искушенных слушателей. Храм, соборы, церкви… На самом же деле под этим названием скрывается храм как дом: дом для души, Природа как дом или совсем уж в конкретном смысле: Храм Рода - Святовита. Близка хоть немного такая трактовка к тому, с чем ты отождествляешь это название?
«Да, ты абсолютно правильно понял терминологию этого слова в контексте данного альбома. В славянской группе языков слово «храм» (от праслав. *chormъ > храмъ ) происходит из глубокой древности и означает «дом» (уст.: «хором», «терем», «хоромы»), характеризуя что-то личное, сокровенное; индивидуальность со скрытой философией, принадлежащую только одному тебе. Как можно заметить, со святостью и с православными ценностями семантика этого слова не имеет ничего общего. Это более глобальное понятие, которое затрагивает все аспекты всего материального и нематериального. У каждого в этой жизни существует свой собственный храм, и это может быть всё, что угодно и может варьироваться от внутренней человеческой составляющей до всех видимых материй: таких как природа, небо, земля, вода; и даже у самой Вселенной существует свой собственный Храм, который для нас может фигурировать лишь как отдельные части нашей собственной философии. Я назвала альбом ‘Храм’ потому, что в этом альбоме я раскрываю людям ворота в свой собственный храм, который так же для меня очень многозначен».

- Композиция “Целуя жизнь” - основа притяжения внимания на всём новом альбоме. Вот уж эпик так эпик у вас получился! Расскажи об этой песне – ведь там переплелись и синты, и виолончель, и народные инструменты, и совершенно потрясающий детский речитатив вместе с твоим скримом. Как она рождалась, какие эмоции лежали в основе этой песни?
«Эту песню я написала в 2 этапа: сначала первую половину и, затем, вторую половину песни через какой-то промежуток времени. Я не помню точно сроки, в течение которых она создавалась, но все происходило постепенно. Я обдумывала разные варианты аранжировок, что-то удаляла, что-то добавляла туда, пока со временем меня всё не устроило. Для меня написание песен является своеобразным ритуалом, когда ты полностью уходишь в себя на некоторое время, а потом, после того, как песня полностью готова, возвращаешься обратно, в наш мир. Все делается мной на ощущениях, я просто чувствую, где должна звучать та или иная партия, а где следующая, какие инструменты должны доминировать, какие дополнять, какой характер или настроение должна передавать песня… Это произведение повествует о жизни и смерти, как о двух сестрах, которые водят свой извечный хоровод во Вселенной, тем самым создавая равновесие в нашем мире. Лирика - это тоже неотъемлемая часть музыкальной составляющей, вместе они создают ту гармонию и характер песни, которые я бы хотела донести до слушателя. На “Целуя Жизнь” все лирические темы подчёркиваются музыкальными моментами, там, где лирика наиболее агрессивна, музыка имеет подобный характер и наоборот. Всё в этой песни гармонично взаимодействует друг с другом, как и две главные её героини взаимодействуют друг с другом на протяжении всего нашего существования».

- Я так понимаю, что к Радимиру при работе в студии присоединился и твой второй сынишка Богдан?
«Да, ты прав, мой младший сын Богдан присоединился к нам впервые! Речитатив в песне принадлежит им двоим, я как-то даже выкладывала небольшой ролик на своей странице в Инстаграм во время процесса записи их голоса. В этом моменте дети рассказывают именно об описанных мною выше двух сестрах - Жизни и Смерти. Они предстают пред слушателем в образе рассказчиков, их голос олицетворяет собой новорожденную Жизнь. В процессе повествования их речитатив дополняется моим, который повествует уже от лица образа Смерти».

- “Ребенок без имени” - трагическое произведение, на мой взгляд. У меня в голове сразу возникли две ассоциации. Одна - с тысячами Бесфамильных, детьми-сиротами, что получали это клеймо после гибели своих родителей во время войны в приютах для беспризорников. Вторая – строки из песни “Генералы песчаных карьеров”: «вы знали ласки матерей своих, а я не спал, я есть просил». Мне это песня кажется самой «материнской», что ли, на альбоме. За всей ее суровостью стоят тревога и любовь, и крик дитя о помощи. Очень эмоциональный трек, при его написании в тебе говорили материнские чувства?
«Что же, твоя трактовка тоже интересная, я позитивно удивлена услышать такие ассоциации, это еще раз указывает на то, что каждый человек найдет свой определенный смысл в каждой из песен, что, несомненно, тоже очень хорошо. Но, изначально, посыл песни заключался в другом. Эту песню я пою от своего лица. Песня была написана в определенный период душевного состояния, которое имело место быть у меня на момент написания лирики на эту песню. Такое состояние может быть абсолютно у каждого человека, когда он находится в глубокой депрессии, - это состояние, когда тобой овладевает множество тёмных сущностей и нарушают твое душевное равновесие. Состояние, когда не хочется ни жить, ни есть, ни спать. Кажется, что всё вокруг тебя происходит как во сне, а ты отождествляешь себя с беспомощным существом, которому нет места в этом мире. Эта песня - крик о помощи, по сути, в никуда, где я прошу Небо услышать мою боль, Солнце - согреть моё тело и душу, Ветер и Мару - забрать меня с собой в мир, где нет места живым».

- Знаю, что, сочиняя новый материал, ты вдохновляешься окружающей реальностью, глубокое погружение в историю (достоверную или нет) ты не часто практикуешь. Были какие-то конкретные моменты, из которых появились новые песни, сродни знаменитой поездке по Балканам или посещения дестроя в Лейпциге, что в своё время подарило основу для «…Деревень»?
«Да, такая песня имеет место быть, и она называется “В ладонях Богов”. Я написала её, находясь в канадском туре. Тогда передо мной предстало настоящее волшебство. Мы ехали на машине сквозь огромные горы, на которые опустился туман. Я чувствовала себя словно в объятиях облаков, которые просто уносили меня куда-то в неизведанное пространство. Все свои чувства, которые посетили меня тогда, я передала в этой песне, именно поэтому она и называется “В ладонях Богов”».

- В интро/аутро “Мантра” про Мару, как мне показалось, часть текста записана задом- наперёд – что в нём скрыто? Приём только для создания атмосферы? Жутковато вышло…
«Нет, это было сделано для усиления значимости самого заклинания, такой приём имеет ритуальный, скрытый посыл. Изначально, задом-наперёд произносится строчка, которая впоследствии повторяется уже в обычном звучании в соответствии с возрастанием характера и посыла заклинания. Собственно, это слова: «Выйди, Мара, лико яви, лико яви, да из Нави»».

- Действительно очень величественно звучит – это навьи чары? Расскажи подробнее, пожалуйста.
«Это заклятье. В нём я призываю темную богиню выйти к нам, в наш мир и увести людей за собой в мир Нави, дабы люди смогли полностью погрузиться в наше творение на время его прослушивания. В конце альбома (в аутро) я расклинаю людей обратно, призывая Мару вернуть их назад, в Явь».

- Обложка снова выше всяких похвал. Как вы над ней работали: что взяли у Rotten Fantom, что сделал Владимир Чебаков? Там такой бугурт символов, мне кажется. Раскроешь некоторые?
«Я изначально планировала нашу работу по новому альбому с таинственной и многоуважаемой организацией Rotten Fantom, ещё когда альбом был в состоянии зачатия. Мне очень близка философия и мировоззрение людей, что работают под этим псевдонимом. Когда альбом был практически готов, мы связались с Владимиром, выслали ему музыку и тексты песен. Я обрисовала ему свои идеи, что хочу видеть на обложке, но при этом дав абсолютную свободу творчества, чтобы художники сделали то, что чувствуют сами. Он со своей женой Еленой начали кропотливую работу над этим творением. Это странно, но я определённо точно видела эту самую картину в голове ещё до того, как Владимир мне отправил окончательную версию рисунка. Я была поражена. Всегда безумно приятно работать с людьми, которые находятся с тобой на одной волне. Полное взаимопонимание без отсутствия каких-либо лишних претензий или невыполнимых пожеланий, диктовщины и прочего смрада, которому, как я считаю, нет места в абсолютном творчестве. Я очень довольна! Все художественные работы, включая и центральную обложку альбома, и рисунки, которые представлены в буклете на каждую из песен - всё это дело рук и пера Rotten Fantom. Владимир же Чебаков, известный некоторым под псевдонимом “Smerdulak” (кстати, автор нашего логотипа и оформления “Во славу великим” 2005 года), сделал вёрстку и оформление буклета в целом, то есть вставлял картинки, лирику, делал дизайн. В результате, их совместная работа смотрится просто великолепно, всё выполнено очень творчески и по максимуму… Что же касается символизма, сейчас попробую раскрыть занавес общей философии центральной картины. Первое, что вы видите - это некая двуглавая сущность. Одна её голова является олицетворением её темной половины, а другая - светлой. Эта сущность живет внутри каждого из нас и находится в вечной борьбе со своей противоположностью, тем самым создавая хаос внутри нас. На картине она, разрезая свою плоть, показывает свой внутренний мир, как вселенную, где царит абсолютный хаос, изначально созданный нами внутри нас самих, и который в последствии мы выпустили наружу. По сути, двуглавая сущность - это и есть изначально наш внутренний храм, и она распахивает нам ворота в свой Храм, в мир вечного хаоса, из которого состоит вся наша Вселенная, которая, в свою очередь, является храмом нашего мира и показывает нам его через свою плоть, в виде Двуликой, что живёт внутри нас. Всё взаимосвязано во взаимодействии друг с другом и вертится строго по кругу, создавая движение всего существования во вселенском масштабе. Посередине фигуры, что мы уже обсудили, можно увидеть человеческий силуэт, который почти незаметен. Эта тень - олицетворение человечества. Мы, люди - маленькие создания; мы, как маленькие муравьи, которые кишат в своем муравейнике и таких муравейников во Вселенной несчётное количество. Мы затерялись среди необъятного и неизведанного, но мы живые существа, созданные самой природой, поэтому мы имеем своё место во вселенском существовании. Люди - это очень интересные создания, которые, как мне кажется, имея ничтожную в материальном плане оболочку, могут видеть очень глубоко и иметь целую вселенную у себя в душах. Это и есть наш собственный Храм. Поэтому в воротах Храма, как глобального понятия, вы можете увидеть нас, маленьких людей, которые распахивают свою душу так же, как открывает нам ворота в существование Вселенная, показывая тем самым нам свой собственный Храм».

- Кавер на “Волчицу” ВеданЪ КолодЪ – это дань уважения коллегам, протекционизм друзей перед европейской сценой или просто полёт души, тот самый отклик на чужое творчество?
«ВеданЪ КолодЪ - наши старинные друзья и одна из моих любимых групп в этом жанре. Я действительно восхищаюсь их творчеством, мы даже используем в качестве заставки к нашим выступлениям сборник их песен с некоторых альбомов, в том числе и с пластинки, которая называется 'Волчья Тропа'. Именно на ней присутствует песня под названием “Волчица”. Это произведение является моим любимым с этого альбома, поэтому по прошествии времени я решила сделать кавер-версию на неё. У этой песни непередаваемая атмосфера, абсолютно завораживающая и относящая глубоко за пределы нашего мира в далёкие века, когда весь наш мир ещё не был настолько хаотично-депрессивным, где царила гармония и совершенство. Моей целью было сохранить изначальную атмосферу этой песни и представить её так, как вижу её я, уже в нашей собственной облицовке. И мне кажется, что я справилась с этой задачей. Я считаю, что ты не имеешь права делать кавер-версии песен просто ради того, чтобы сделать. Их нужно в первую очередь прочувствовать так сильно, как саму себя и уже потом доносить их со своей точки зрения, предав им свою индивидуальную окраску. Тогда изначальные идеи автора получат новую жизнь и будут «дышать». Эта песня повествует о старой умирающей волчице, которая, одиноко выжидая свою смерть, думает о своих детях, видя их в своих предсмертных снах. Этот смысл схож с моей философией о нашем мире, когда старый мир умирает, но возрождается при помощи нового рождения в новом теле».

- Аркона весьма смелая группа в плане выбора выразительных средств в саунде. “В ладонях богов” - это просто Людовико Эйнауди какой-то! Как в ваше звучание занесло фортепьяно?
«Благодарю! Да, фортепианная партия использована только в этой песне. Что же касается «как занесло» - да очень просто… Когда я написала полную аранжировку, нужен был человек, который бы сыграл партию фортепиано на живом инструменте. Тогда мы тут же вспомнили о нашем старинном друге, коим является Роберт «Боб» Энгстранд (Robert “Bob” Engstrand – прим. автора). С Бобом мы знакомы очень давно, ещё по совместным выступлениям и турне с группой Turisas в 2011-12 годах. Боб тогда являлся одним из участников этого коллектива. Мы давно и крепко дружим со всеми членами Turisas (Олли Вянска, скрипач, уже являлся нашем гостем на альбоме ‘Явь’, записав шикарное соло на скрипке в песне “Зов пустых деревень”), поэтому, когда встал вопрос о том, кто же сыграет нам фортепианные партии, которые уже на тот момент были мной написаны, наш выбор пал на Боба, ибо он является одним из самых талантливых музыкантов, которых я когда-либо встречала. Боб с удовольствием пошёл нам навстречу и сыграл так, что тогда, когда мы получили от него финальную версию партии, у нас с Сергеем реально потекли слёзы из глаз, настолько проникновенно он её исполнил. И не просто сыграл, а разнообразил и предал свой удивительный характер изначально данной ему партии. Я считаю, что Боб совершил поистине гениальную работу, чувствуется, что человек относится к своему ремеслу с огромным сердцем, он разговаривает душой в своём исполнении – это, конечно, самая важная отличительная деталь любого настоящего музыканта».

- Каким образом в ‘Храме’ поучаствовал Анатолий Пахаленко из Nytt Land и как вы снова притянули Сашу Козловского и что он сыграл?
«С Анатолием мы познакомились впервые в совместном русском туре сравнительно недавно, и он меня сразу же впечатлил своим искусным владением горловым пением. Идея пригласить его на альбом возникла у меня практически сразу после нашего знакомства. Тогда у меня уже были мысли по поводу того, где ему можно будет предоставить участие. В последствии, записав целиком мантру на интро, мы переслали весь материал Анатолию для записи его горлового пения, с чем он замечательно справился. Записан Анатолий был у себя в Омске, на студии, где он работает и создаёт свои альбомы. Когда все было сделано, он переправил нам материал со своей партией назад. В интро горловое пение, конечно, звучит просто волшебно. Саша «Свобода» Козловский сыграл партию виолончели в самой лирической части песни ‘Целуя Жизнь’ и сделал это со своим характерным звучанием, уже настолько привычным нам, поэтому мы так же остались очень довольны его исполнением. Что касаемо методов повторного привлечения Александра к нашим делам, то тут все достаточно банально - он является сессионным музыкантом и трудится в несчётном количестве коллективов, зарабатывая этим себе на жизнь. Когда Сергей позвонил ему и спросил: «Сколько будет стоить прописать партию на альбом?», то ответ его был краток: «6-8 тысяч рублей». Но когда Александр задал вопрос: «А для кого же надо писать?» и получил в ответ название нашей группы, то его ответ был однозначен: «Серёга! Братан! Для вас я запишу всё бесплатно!» Собственно, приехал и по-дружески всё записал. Вот так. Есть у нас еще один участник, который прописал нам партию тубы, опять же, в песне ‘Целуя Жизнь’. Зовут человека Александр, но, к сожалению, больше я о нём ничего не знаю, кроме того, что он работает где-то в крупном муниципальном оркестре, чуть ли не в «президентском», поэтому фамилию свою он озвучивать не стал».

- Мария, как часто тебя саму приглашают поучаствовать в коллаборациях? Можно ли ждать твоего внезапного появления на какой-нибудь новой ‘Рукописи..?’
«Вообще, я стараюсь нигде особо не участвовать, кроме как в группах, где играют мои друзья, или чьё творчество мне далеко не безразлично. Хотя приглашений приходит очень много. Но не исключено, что кто-то из моего близкого творческого окружения пригласит участвовать меня где-то, но пока все тихо. Хотя, вот только что пришло одно предложение от старых, но очень именитых друзей. Думаю, что в ближайшее время будет еще один громкий «фит»».

- Альбом был готов в сентябре. Релиз назначен на январь. В чём затык?
«Честно говоря, для нас это такой же секрет, как и для тебя. Дело в том, что Napalm Records имеет определённую схему подготовки своих продуктов к выпуску, и все группы, с которыми работает лейбл, обязаны сдать полностью готовый материал с оформлением и остальным промо-пакетом ровно за 4 месяца до выхода альбомов в свет. Я думаю, что это сделано для того, чтобы можно было развернуть обширную рекламную кампанию, разослать рецензентам промо-материал, продумать схему, как и в каком контексте его лучше преподнести людям, составить подробный план действий, обозначить расписание выпусков дополнительных к альбому промо-релизов, и так далее. Вся подготовка занимает, действительно, достаточно много времени, поэтому, как мне кажется, ими и обозначен такой долгий срок. Но это лишь мои догадки, может быть, причина кроется в чём-то другом, мне этого знать неведомо, мы лишь действуем по договоренности с лейблом».

- Сергей вот говорит, что для него ‘Храм’ уже старый альбом. Тебя, наверное, как автора песен, он отпускает медленнее. Когда ты расстаёшься с материалом эмоционально? В какой срок? Или это вообще невозможно?
«Ну, это очень сложный вопрос. Всегда бывает по-разному. Естественно, последний альбом - твой самый любимый, поэтому должно пройти достаточно продолжительное время, чтобы произошло какое-то переосмысление того, что ты сделал для того, чтобы настроиться на новый лад и определить для себя новый путь к творчеству. Альбом ‘Явь’, например, я слушала до тех пор, пока не написала первые композиции к ‘Храму’, а это порядка трёх лет. Но даже сейчас, когда у тебя есть твердое понимание того, что ты написал более зрелый альбом, всё равно иногда хочется переслушать старый материал, ведь каждый альбом по-своему дорог - это же твоё детище. Поэтому, время от времени, я переслушиваю наше старое творчество, и мне действительно иногда хочется возвратиться в прошлое и прочувствовать заново ту атмосферу, с который был написан и записан тот или иной альбом».

- Кстати, что за история, что все черновики стихов к новому альбому были написаны твоей кровью? Примером Blood Red Throne вдохновлялась?
«Никаких вдохновений. То, что я сделала с собственной кровью, я сделала осмысленно и на полном серьёзе, пусть даже для кого-то со стороны это выглядит как-то дико и необоснованно. Главное, что это обоснованно для меня. А было это сделано для предания наибольшей силы текстам. Да-да, какая-то доля магии в этом есть, хоть я и отношусь к этому понятию очень скептически. Я вложила в эти буквы свою душу и подчеркнула кровью смысл всей своей лирики. Это был как своеобразный ритуал, я положила часть своего ДНК в своё творение, чтобы это послужило наибольшим притяжением для людей, которым будет небезразлично то, что я делаю. Тем самым, наше творчество люди смогут почувствовать ещё ближе».

- Расскажи, пожалуйста, о новых костюмах Марии Леоновой, что должны отражать концепцию ‘Храма’. Какими они будут?
«Костюмы уже практически готовы, сейчас мы вносим в них совсем небольшие изменения, касающиеся размеров, длины и прочего, но основной дизайн уже сделан и радует мне глаз. Мы планировали изначально сделать новую одежду так, чтобы она не сильно отличалась от предыдущей, была бы выдержана в той же стилистике, но была бы с более глубокими, в плане идеологии, дополнениями; символикой и прочим. Я расписала Марии примерную идею того, как это вижу я, на основании моих желаний она сделала выкройку, которая опять же меня поразила (как это было в случае с предыдущей одеждой) тем, насколько мы с нею близки по духу и разуму. Костюмы были сшиты из грубого льна - по сути, это мешковина, но более тонкая. В этот раз Мария внесла в одежду свои эксперименты. Например, поиграла с цветами одежды, предварительно покрасив маленький кусочек ткани в тот цвет, который она видела в своем представлении данных костюмов и после нашего одобрения покрасила уже все наши костюмы в серый цвет с серебристым оттенком. Это было забавно видеть, когда Маша выслала нам фото, где наши костюмы варятся в огромном баке. Это было похоже больше на ведьминское варево! Но в результате их цвет получился очень интересным. Так же, в идею Марии вошло изображение символики Велеса на спинах моего костюма и костюма Андрея, это очень немаловажная идея для нас, потому как Велес является покровителем нашей группы. Мы даже планируем реабилитировать наш старый сценический атрибут, коровий череп с велесовой символикой, который мы использовали раньше на своих концертах, и сделать его опять нашим постоянным концертным тотемом. Но осуществить это, увы, очень сложно, потому как часть деталей, с помощью которых он крепился к микрофонной стойке, была утеряна и на их создание потребуется дополнительное время, а в связи с его нехваткой в данный момент, это сделать практически нереально. Но мы всё равно подумаем, потому что в данной концепции с нашей одеждой он бы очень гармонировал».

- Родноверие, пожалуй, одно из самых противоречивых течений – в том смысле, что огромное количество людей, склоняющихся к нему, бродят в потёмках, не знают каких-то азов, путаются в терминах/названиях, ищут Истину в книгах, а не в самих себе и Природе. Что больше всего раздражает в неофитах и вот этом дилетантском отношении к родноверию? Или, возможно, ты полна наставнического терпения?
«Термин «родноверие» придумали люди, которые в конце 80-х решили возродить культуру и быт древних славян, основываясь на каких-то исторических знаниях, но зачастую опираясь, в основном, на свою собственную фантазию, которая была сформирована из того, что они где-то услышали, увидели, прочитали. Скажем так, «Родноверие» - это движение, состоящее из современных людей, которые ассоциируют свой образ жизни с предполагаемой ими древней языческой культурой и, в принципе, такое движение было приемлемым для меня в начале развития моего, скажем, духовного пути, когда я находилась в поиске своего мировоззрения. Так что Родноверие, конечно, может быть полезным и служить для молодежи началом этого поиска. Но может быть и вредным, если обретет форму тоталитарной секты со всеми вытекающими. Ведь, как ты правильно заметил, истинная идеология кроется глубоко в самом тебе и, по сути, поиски её - это ни что иное, как извечное самокопание. Человек может находиться в этом поиске всю свою жизнь, и постичь Истину только перед самой смертью, или с пониманием того, что нашел её. Так и у меня, - моё мировоззрение развивается и обрастает новыми формами, но суть его не меняется и никакие ярлыки/движения этой сути не изменят».

- Очень сложно выйти на дорогу Рода из металлургических цехов, инновационных лабораторий, майнинг ферм и нефтеперерабатывающих заводов. Каким ты видишь будущее язычества – окажется ли оно окончательно чем-то сравни старообрядчеству, выживающему в глухих таежных скитах?
«Дорога Рода в моем понимании - это дорога, которая связана с семейными ценностями и традициями. Скорее всего ты имеешь в виду саму философию языческого мировоззрения, но в предыдущем вопросе ты сам написал о том, что человек должен искать Истину в самом себе. И это верно, так как не важно, чем ты занимаешься, главное то, как ты отождествляешь себя и что в твоём понятии язычество. Это понятие не основывается только на образе жизни, это - глубокая философия, заложенная в твоем мироощущении, и эта философия не имеет ничего общего с религией или каким-то течением, на которое вешают ярлык «вера». Образ жизни при этом может быть абсолютно любым. Будь ты шаманом, поэтом, токарем или газосварщиком. Главное определиться со своим собственным пониманием духовных ценностей, по которым ты живёшь, определить для себя главные принципы своей жизни и следовать своим собственным традициям, взглядам, не опираясь на массовость и общность. Сейчас процент религиозного населения превалирует, религия, можно сказать, поглотила человечество с головой, и люди задумываются о совсем ненужных, с моей точки зрения, вещах, которые должны уходить на второй план, потому как в мире существуют более глобальные проблемы, которые религиозные люди не замечают и вовсе. У них совсем другие ценности и отношение к жизни. Но, может быть, что-то изменится в будущем, если люди начнут больше задумываться о своём существовании и об окружающем их мире в целом. Обретут равновесие и гармонию в самих себе. Глядишь - и мир станет лучше. Но об этом может знать только время, а мы можем заниматься только воспитанием своего собственного поколения, давая им свои знания и больше рассказывая о своем ощущении и понимании окружающего мира, а также надеяться на лучшее».

- Очень многие видят конфликт между прогрессом и традицией. Мне кажется, что одно не исключает другого. Как ты смотришь на это?
«Абсолютно не исключает. Мир постоянно эволюционирует, это нормальное течение жизненного процесса. Жить становится всё удобнее с появлением разных прогрессивных технологий - это плюс. Но строгий минус в том, что технологии не взаимодействуют в гармонии с природой, медленно её разрушая. Мне кажется, человечеству необходимо подумать над тем, как достичь равновесия между современной жизнью в цивилизации без давления на окружающую среду. Пока же я наблюдаю только то, что человек стремится усовершенствовать исключительно свой текущий быт, не задумываясь о последствиях. Всё познается в равновесии. Так же и традиция в духовном и нравственном плане вполне может сосуществовать со всем, что несёт нам прогресс. Вполне нормально чтить предков своих и жить в гармонии с природой, не заменяя при этом современную одежду старославянской и предпочитая, например, электрическое освещение лучине».

- Интересно, как ты отождествляешь себя с современной Россией? Это твоя Родина? Или после 988 года лично для тебя связь с историей страны потеряна?
«Моя Родина - планета Земля. А современная Россия - её часть, именно тут находится моё место жительства и именно тут получают образование мои дети. Я слабо представляю, что было до 988 года, но точно знаю, что без событий этого периода современной России не существовало бы и мы сейчас общались на абсолютно другом языке. Возможно, из двух разных политических образований».

- Патриотизм не пустое слово для тебя? Какие события заставляют отзываться, что не оставляет равнодушной?
«Патриотизм - социальное чувство, а я антисоциальный человек. Интересы общества меня, разумеется, интересуют, но интересуют сильно после интересов моих собственных. Я не готова на пожертвование ради общества, а без этого «патриотизм», действительно, пустой звук».

- Как я понимаю, любовь к родной земле, понимание того, что ты славянка, воспитала в тебе твоя мама. Что это за женщина, какие самые дорогие твоему сердцу воспоминания хранятся в твоей душе, связанные с ней?
«Моя мама - это самый близкий мне человек и просто необычно потрясающая женщина. Она вдохновляла меня в детстве и сейчас вдохновляет каждую секунду. Смело могу сказать, что таких людей, как моя мама, на свете больше нет. Это очень добрый, душевный, отзывчивый человек, который любит абсолютно всех и всё, что её окружает. Она не может ни накричать, ни обидеть, она может только обнять и любить. Всю свою жизнь мама проработала с детьми, она профессиональный хореограф и педагог, безумно любящий детей. Она воспитывает моих сыновей, уделяя им всё своё время… правильно сказать - она посвящает моим детям всю свою жизнь, как посвятила мне когда-то. Воспоминаний мама дала мне очень много, выделить какие-то из них я даже не считаю уместным, потому что вся моя жизнь - это сплошные воспоминания, связанные с мамой. Мама привила мне любовь к музыке, она явилась родоначальником моей творческой карьеры, ещё с трех лет она учила меня стихотворной рифме, учила слышать и различать разные звуки, от природных до инструментальных, учила воспринимать эмоции природы, учила слушать деревья, залечивать раны березе, после добывания из них сока, она привила мне, можно сказать, философию всей моей жизни с малых лет. Она необыкновенная женщина, которой я очень сильно благодарна, я безумно люблю свою маму».

- А как растут два твоих парня? Чем заставляют гордиться?
«Растут, как на дрожжах! Каждый день они выдают что-то новое и интересное. У моих ребят очень богатое воображение, они даже придумали свою мифологию, которая повествует о параллельном измерении, где живут всякие необычные существа, их действительно очень интересно слушать и понимать их философию, пусть даже в её еще только зарождающемся виде. Младшему, Богдану, сейчас 8, он ходит во второй класс, очень здорово рисует и посещает художественную студию в нашем местном городском Доме детского творчества (бывший Дом пионеров). Каждый раз приносит оттуда свои картины, которых у нас накопилось уже достаточное количество. Мы планируем их повесить в нашем деревянном доме в деревне. Радимир, старший, ему уже 11, учится в четвёртом классе. С октября этого года он соизволил пойти заниматься на барабанах, собственно, что сейчас и делает. Посещает раз в неделю тот же Дом творчества, что и Богдан. Ещё в детстве Радимир проявлял особую одарённость, запоминал сложные музыкальные ритмические рисунки и повторял их голосом. Так, например, однажды он исполнил нам нашу песню “Никогда” с ломанным синкопированным рисунком, пропел на «та-та», чем поверг меня в шок, потому что при записи конкретно этой темы хор (учащиеся Московской Консерватории), например, въехали в этот ритмический рисунок далеко не сразу и только после постоянного прослушивания композиции. Ребёнок же подхватил этот рисунок сразу, после первого прослушивания. Он и сейчас проявляет огромный интерес к разным рисункам. Занимается отлично, уже учу его играть сложные фигуры с разными размерами. За 3 месяца игры он освоил все размеры и простые рисунки с брейками, у него определенно чувствуется талант, который мы и развиваем».

- Лазарь как-то рассказывал, что у пограничника в Бразилии на звонке мобильного телефона слышал “Ярило”. С какими ещё удивительными моментами узнавания, так скажем, вы встречались и где?
«Да всякое бывало, как и в городах зарубежных, так и в России. Отдельно выделить я не могу ничего, потому что все они не были для меня особо удивительными. Периодически, возвращаясь домой на каком-либо транспорте, встречаю наши песни на звонках мобильных сигналов окружающих меня людей, но для меня это тоже уже не странность, а обычное явление».

- Как ты относишься к творчеству группы Сруб, которая благодаря своим хтоническим сюжетам песен стала в одно время довольно интересным явлением на русской сцене?
«Честно, с творчеством этой группы я не знакома, но один раз удалось увидеть эту группу живьем на FSF 2016. Помню, что хорошо отыграли, достаточно атмосферное выступление, необычная стилистика. Но музыка не моя, поэтому, кроме как просто «хорошая группа», сказать не могу ничего».

- Вспоминаю давний концерт Арконы в Петербурге (в клубе «Арктика»), когда туда ворвался ОМОН и поставил всех посетителей по стенкам… что чувствовала ты тогда, боялась ли?
«Для меня такое действо было, мягко сказать, необычным, но я не помню, чтобы я ощущала какой-то страх или что-то ещё. Было забавно, когда меня попросили выйти к людям и встать на одну из двух сторон баррикад, вместе с девочками, так девчонки восприняли это с радостными возгласами и бурными аплодисментами. Помню, что нас сфотографировали, «откатали пальцы» и отпустили первыми. Больше в памяти у меня ничего не отложилось. О дальнейших событиях, которые там происходили уже в наше отсутствие, мы узнавали через интернет. Конечно, я не знаю, о чем думали правоохранители, когда организовывали всё это пришествие, но читала, что люди просто так это событие не оставили и даже кто-то там главный извинялся за это публично перед людьми по телевизору в Санкт-Петербурге. Случай, конечно, беспрецедентный. Совпало это с рокировкой полномочий между властными структурами, случаем каннибализма после недавнего концерта в том же самом клубе, отсутствия у «Арктики»» права проводить культурно-массовые мероприятия (по документам – это интернет-клуб и все его посетители по идее мирно должны сидеть напротив мониторов) и в первую очередь – это ода глупости и непрофессионализму некоторых людей, которые своими беспросветно тупыми действиями дискредитировали своё ведомство в глазах всей страны».

- Чувствуешь ли ты какое-то давление на своё творчество со стороны общества или властей сейчас?
«Никакого давления я не чувствую, по отношению к нам у всех всё спокойно, всё движется своим чередом. Но мы группа, которая пропагандирует только своё собственное мировоззрение, без призывов, которые могут быть в конфликте с текущим законодательством. Поэтому я не думаю, что мы затронем чьи-то чувства или что-то там еще».

- Был свидетелем вашего общения с Кристофером Йонссоном на его новой страничке в ВК по поводу «буханок» и тракторов. Это ты его подбила обратиться к русскоязычной аудитории посредством ВК?
«Нет, Кристофер, как любитель русской эстетики, явил себя сам, по собственному желанию. Я тоже была удивлена, увидев его и его подругу Мину в ВК. Но он обосновал это как должное, мол «а почему нет?», ведь публичных ресурсов сейчас очень много и, как ярый нелюбитель Facebook, Кристофер выбрал «Вконтакте» как альтернативу. А разговор про «буханки» и трактора был в духе старых добрых туровых посиделок».

- Любопытно узнать, как ты реагируешь на всплески интереса к язычеству в масс-медиа. В свое время народ с ума сводили книги про Волкодава из рода Серого Пса Марии Семёновой, её «Энциклопедия славян». Недавно вот мир вновь взбрыкнул интересом после «Игры престолов» и «Викингов», а Россия после фильма «Викинг» с Данилой Козловским. Тебе это интересно?
«Мне это безразлично. Моё мироощущение далеко от того, как его представляют современные медиа. Оно также далеко от исторических или псевдоисторических общепринятых стандартов. Примерно такое же, как у совсем далёких предков. Жили же люди когда-то в ладу с собой и со своим собственным мировоззрением, вне информационных потоков и давления чужих мнений?»

- Мария, в публичном пространстве ты создаешь образ очень сильной, серьёзной, целеустремлённой девушки. Не валькирия, но практически. Есть ли у тебя другая сторона? Застольная, весёлая – где ты смеёшься и поёшь частушки, к примеру? Где есть люди, что крикнут: «Машка! Ну ты вымахала!» - и ты их сердечно обнимешь?
«Ну конечно, когда собирается близкая мне компания, я не прочь пошутить и посмеяться. Я же живой человек, к тому же очень эмоциональный. Просто, как правило, мои хорошие друзья живут далеко от тех мест, где я обитаю. Дома же я веду достаточно одиночный образ жизни, погружена в бытовые проблемы, много хлопот с детьми и прочее. Поэтому встречаться с кем-то не предоставляется возможным. Вот недавно, впервые за несколько лет, вырвалась на дачу к Генычу из Сварги порыбачить. Очень люблю рыбалку, но в связи с нехваткой времени редко когда удается осуществить любимое дело. Так даже там Геныч мне сказал, что я была какой-то грустной. Не знаю, почему... А вообще, никогда не задумываюсь об этом, наверное, всё зависит от моего состояния души на тот момент».

- В завершении, само собой, хочется услышать пожелания нашим читателям.
«Ну, пожелание у меня всегда одно: оставайтесь теми, кто вы есть, слушайте зов сердца и следуйте своему собственному пути! А также следите за нашими новостями, получайте информацию о наших концертах, возможно, с кем-то из вас мы уже в скором времени увидимся! Удачи!»