avto
Баннер
BABOOSHKA 'Нечасто мне в последние годы...'
2024-04-25
Читателей онлайн - 141

Нечасто мне в последние годы попадаются альбомы, которые заставляют искренне воскликнуть: “Вау!” - и поставить их в свой плей-лист на долгие месяцы. Увы, но подавляющее большинство подобных открытий традиционно случается на западной сцене - и тем неожиданнее и приятнее мне было натолкнуться на новый проект BABOOSHKA, не имеющий никакого отношения к размножившимся польским “Батюшкам”, но зато имеющий самое непосредственное отношение к скандально известной тверской панк/хардкор-группе “Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля”. Ведь это не просто какая-то там левая бабушка, а сама Старуха Изергиль собственной персоной! Заслушав до дыр свежевышедший альбом ‘На Страже Православия’, я рискнул связаться со Старухой (оказавшейся в миру Александром Константиновым) на предмет интервью, ну а за ним к нашей беседе подтянулись и остальные участники проекта: “мастер на все руки” Морок, вокалистка Алёна Грубер и басист Red Raven.

- Александр, давай начнём с самого начала: когда и как родился персонаж Старухи Изергиль? Как создавался визуальный образ старухи? Где ты брал и как подбирал для неё «реквизит»?
АК: “В 1993 году я решил, что буду петь как старуха, и записал на магнитофон первую песню. Потом я ее стер, конечно, но стал продолжать, записываясь сначала на все тот же магнитофон, потом в студиях Твери – в театрах, ДК, филармонии… Гримироваться меня научили в Тверском театре кукол. А реквизит – у многих друзей тогда были живы бабушки, так что проблемы с одеждой, обувкой или авоськами у меня не было”.

- И как же ты научился так натурально петь старушечьим голосом?
АК: “Понятия не имею. Но отшлифовать эту способность мне помогли фольклорные экспедиции. Я годами наблюдал за старушками, у которых записывал народные песни. Это, безусловно, помогло”.

- На многих твоих актуальных «цивильных» фотографиях у тебя усы и борода. Тебе приходится их каждый раз сбривать при перевоплощении в старуху?
АК: “Конечно. Хотя однажды в Питере Старуха вышла на сцену с бородой и усами. Это был «привет» Кончите Вурст, которая накануне победила в Евровидении - небольшая пародия”.

- Целое десятилетие - с 2007 по 2017 года - ты был фронтменом Ансамбля Христа Спасителя и Мать Сыра Земля. Почему ваши пути разошлись? Как ты относишься к тому, что вместо тебя роль старухи теперь исполняет другая(ой), и вообще к их творчеству «после тебя»?
АК: “Другая – это ты про кого? В записях старуху теперь изображает Глухов (Алексей Глухов – гитарист и лидер команды АХС) - на уровне ребят из КВН. А вот на выступления Глухов приглашает случайный молодых людей. Что забавно – всегда неприятно манерных, подозрительно похожих на хабалок из гей-баров, которым просто нравится переодеваться в женское. К образу Матери Сырой Земли такая пидарасня не имеет - просто не может иметь - никакого отношения. Понятно же, что можно быть геем и играть суперменов, а тут – всего лишь старуха… и такое убожество. И еще: я давно использую минимум грима. Образ Старухи создает мимика, прежде всего. А у «новой бабки» какая-то коровья лепешка на лице… То, что происходит с так называемым «обновленным АХС», я особо не отслеживаю, но в курсе происходящего. Это публичная демонстрация деградации - как проекта, так и Глухова. Скажу честно: мне нравится то положение, в котором оказался АХС – то состояние беспомощности, все эти бесплодные попытки вернуть былую популярность и перестать выступать за выпивку перед публикой в 10 человек. Но глуховская музыка говорит сама за себя: проект сдох…
А как иначе я могу реагировать на судьбу ворованного у меня проекта? Я не возникаю только по той причине, что название АХС придумал Глухов. Но это не значит, что это его проект. АХСиМСЗ – это ни что иное как Старуха + «ансамбль». Глухов попытался украсть у меня Старуху, но остался у разбитого корыта: ансамбля как такового и не было, не было даже нормальных музыкантов… А вообще в том, во что превратился Глухов, виноват только я. Хотя я всего лишь пытался повысить его заниженную самооценку. Этого мне не удалось, но внушая ему, что он гений, я раздул его самомнение. Получился парадокс – совмещение несовместимого: у Глухова ощущение ущербности переплелось с убежденностью в собственной исключительности. Отсюда маниакальная потребность к доминированию, как у Чикатило. Мне, бывало,  говорили: «Да всем же понятно, что его проекты – шлак, но пойми, Глухов же просто юродивый. В этом есть своя прелесть!»  Возможно, но мне с этой «прелестью» не по пути. Кстати, когда запела эта баба из «Дома 2», я сразу понял, кого она мне напоминает. Можно прикалываться и над ней, и над Глуховым, но к музыке их «творчество» не имеет никакого отношения. Разница в том, что в одну вложили огромные деньги, а другой – неудачник. Наши пути с Глуховым разошлись по одной простой причине – как музыкант он профнепригоден. Мне давно стало скучно с ним. Все выступления в последние годы происходили исключительно по инерции. Ну, еще мой отказ взять его с собой на гастроли в Израиль сыграл свою роль. Причина отказа – то, о чем так любит говорить Глухов – алкоголизм. В том смысле, что его алкоголизм чреват всяческими неприятностями, которых ни мне, ни организаторам было не нужно. В итоге Глухов обиделся”.

“Пропей! Материнский капитал!
Пропей! Если Бог детишек дал!
Пропей! И записки не жалей!
Пропей! Эти тысячи рублей!”
    (“Материнский Капитал”)

- Кстати, по поводу алкоголизма: любопытно, что в одном (а может даже и не одном) из интервью Алексей Глухов, как лидер АХС, заявлял, что с именно тобой невозможно было работать на концертах - мол, ты всё время был пьян, забывал слова песен и вообще клал болт на группу…
АК: “То, что АХС был всегда проспиртованным проектом, ни для кого не тайна. В 2013-2014 годах я действительно много пил, но потом это стало редкостью: жизнь наладилась. А вот у Глухова нет. Если на то пошло, он никогда не выходил на сцену трезвым. Постоянно путал аккорды. Если бумажка с аккордами затеряется – вообще конец света! Тем, кто хоть раз бывал на выступлениях АХС, известно, что Глухов постоянно обращался к зрителям с просьбой настроить гитару (сам не умеет), а потом, пока ее настраивают, уходил повысить градус. И часто уходил в никуда.  Поэтому периодически его заменял очередной настройщик гитары. Я уж не говорю о том, что творилось с ним после концертов, когда он пьянющий со своим охотничьим ножом бегал за людьми (за всеми, кто подвернется). Я же, если раньше выпивал лишнего, просто становился вялым. На фоне всеобщей самодеятельности это вряд ли сильно бросалось в глаза. Поэтому то, что он в связи с алкоголем акцентирует внимание на мне, лишь указывает на его собственные огромные проблемы с этим делом… И, повторюсь, Глухов никогда не был «лидером и основателем» АХС, как он себя величает. Он был директором. Хорошим организатором, правда, ненадежным во всех отношениях. То, что он делал все эти примитивные (другие он делать не умеет) аранжировки для проекта, самому проекту только вредило. Это была сплошная медвежья услуга с его стороны. Это как если бы слепой книжку иллюстрировал. Мне, кстати, стыдно, что я 10 лет обманывал наших фанатов, заявляя в интервью, что плохое звучание и примитивность аранжировок – это концепция. А это нифига не концепция была – тупое неумение. Каждый раз, когда был готов новый альбом АХС, я покупал бутылку водки: без нее было невозможно слушать весь этот музыкальный понос”.

“А с утра сегодня я
Все хожу голодная.
Получила пенсию
И впала я в депрессию.
Из-за всяких там уродов
Ноль жиров и углеводов!
Мне поможет только Бог.
Он же дал мне пару ног -
Вероятно, про запас.
И меня тем самым спас.
Отрублю себе я ногу!
Буду кушать понемногу.
Ну и что, что без ноги.
На столе - вон, пироги.”
    (“Великая Депрессия”).

- И ещё немножко затронем тему АХС: насколько секретным были твои настоящие имя и внешность в Ансамбле? Группа была все-таки довольно радикальной, а её песни регулярно вносились в Федеральный список экстремистских материалов…
АК: “Никогда не было никаких секретов. То, что песни внесли в список – это так получилось. Мы ведь специально не писали экстремистских вещей. Суды РФ дали свою оценку. Ничего страшного… Сейчас, правда, мне приходится шифроваться: я живу в Подмосковье и пою в церковном хоре в одном из многочисленных храмов города. Только регенту известна моя история, как давней поклоннице”.

- Но ты же не как старушка там поешь???
АК: “Нет, к сожалению. Но у меня свой неплохой голос: могу тенором, могу баритоном. Думаю в следующем альбоме спеть кусочек в какой-нибудь из песен”.

“Было мне виденье в церкви, будто президент ослеп.
Сразу разогнулись скрепы, а куда же нам без скреп?
Стал он словно инвалидом и без нас беспомощным.
Даже органы его стали, словно овощи”.
    (“На Страже Православия”)

- Ну а теперь наконец-то переходим к главной теме сегодняшнего интервью. Как появился на свет проект Babooshka?
    АК: “Название Babooshka я придумал много лет назад в честь песни Кэйт Буш. Придумал специально, чтобы использовать его, когда АХС начнет отбрасывать коньки. И вот момент настал: мы назвали группу Babooshk’ой, а альбом – ‘Миллионы Президента’”.
М: “Но на самом деле Babooshka началась гораздо раньше – с кавера Morguenstern на песню АХС «Наши иконы». Потом был совместный со Старухой трек «Кладбище», потом – совместный кавер на ABBA «Money, Money»”…
АК: “Хотя, если бы не панический ужас Глухова от того, что его незначительность для проекта стала как бы очевидной, до создания Babooshk’и, возможно бы, и не дошло… Я помню, как в Украине он напился, начал плеваться, рыдать и орать, повторяя: «Никому не отдам АХС!!!» А потом зачем-то попытался побить Диму Лыткина - АХСовского концертного директора. Он реально не мог принять то, что он всего лишь обуза, что АХС может спокойно существовать без него. И не просто существовать, а давать слушателю действительно хорошую музыку”.

    “Гуляю по Твери
Мне светят фонари
Душою отдыхаю
Иду себе бухаю!”
(“Гуляю По Твери”)

     - На дебютном миньоне ‘Babooshka’ есть песни «Гуляю по Твери» и «Мы с Президентом» - их же можно услышать (правда, в совершенно другом звучании) на альбоме АХС ‘Легионы Президента’ (2017). Как и зачем они появились в Babooshk’е?
АК: “Изначально это были песни, которые мы записывали для нового альбома АХСиМСЗ. Так получилось, что Алёна Грубер стала солисткой АХС. В группе в ВК было объявлено, что в проекте опять будет женский вокал. Меня и Алёну мы записывали без участия Глухова. Глуховские тексты были нами переписаны там, где было совсем уж плохо… Но когда альбом был готов, мы поразились тому, как можно было так неумело свести отлично записанный материал. Кроме того, в итоге Алёна даже не узнала свой голос – он был до неузнаваемости искажен! Да и в выходных данных она там числилась под идиотским псевдонимом. Я вообще обалдел, когда обнаружил, что Глухов вернул в текст почти всю отредактированную нами графоманскую несуразицу. Причем «спел» все эти куски сам! Получилось – то старуха поет, то какой-то кастрированный старичок…”
М: “Когда мы записывали, я сразу подумал о том, что хорошо бы сделать ремиксы – то есть сделать эти песни с аранжировками, приятными на слух. Но потом, после публикации ‘Легионов Президента’ в ВК, мы решили сделать не ремиксы, а наши авторские оригинальные версии. По сути, мы лишь сделали нормальные аранжировки. Это, конечно, уже мало напоминало АХСиМСЗ”.

“Тем, кто любит поносить нашу Церковь-матушку
Или грязью обливать Патриарха-батюшку,
Я от первого лица так скажу вам, гады:
ФСБ - это не Бог! Не будет вам пощады!
А еще, на вас, паскуды, прокуроров натравлю.
И тогда, скоты, поймете, как я Родину люблю!”
(“На Страже Православия”)

- Многие олдовые фэны АХС приняли звучание Babooshka в штыки…
АК: “Дело не в олдовости. Как правило, возмутились музыканты-неудачники, которые не только сами ни хрена не умеют, но и от других требуют существования на их уровне. А потом Babooshka – это вовсе не перезагрузка АХС. Это совершенно другой проект… Аудитория АХС была весьма неоднородна. Но, разумеется, есть некий процент зрителей, которым нравится «трэш и угар», правда не в том смысле, как у Коррозии Металла. Я имею в виду другое – им нравится хлам на сцене, когда граница между исполнителем и публикой стерта – все пьяны и невменяемы. Такие фанаты АХС, разумеется, восприняли Babooshk’у в штыки. При этом те, кого воротило от АХС в музыкальном плане, напротив, обнаружили в нашем проекте достойную форму подачи «ахсовской темы»”.

    “Когда ты поймешь всю никчемность властей,
Когда за баранов ты примешь людей,
Когда все их чувства им в жопу ввернешь,
От сердца - к солнцу!.. И дальше пойдешь...”
    (“Стань Скином!”)

- Так на какую же аудиторию ориентируется Babooshka? Другими словами, какие группы должен слушать человек, чтобы ему по кайфу зашел альбом ‘На Страже Православия’?
М: “На самую разную. Можно сказать, что мы совсем не ориентируемся – не пытаемся кому-то угодить. Проект универсальный. В музыкальном плане мы интересны и любителям тяжелого рока, и тем, кто любит качественную поп-музыку. А в плане текстов – безусловно, песни Babooshk’и не могут быть не интересны тем, кто придерживается либеральных взглядов. Наши песни – как книга Оруэлла «1984» в этом плане. Но и «консервативно настроенным людям», я думаю, будет полезным послушать наши песни - посмотреть на себя со стороны”.

- На мой взгляд, эдаким «серым кардиналом» в Babooshka является Илья Морок (Bog Morok, Shexna, а нынче и Bethlehem - интервью с ним было опубликовано в «Иностранном Легионе» в DarkCity 104): им написана вся музыка, сыграны партии гитары, ну и вся техническая работа над альбомом - запись, сведение и мастеринг - тоже его рук дело...
АК: “Илья вовсе не «серый кардинал». Он - художественный руководитель, композитор, аранжировщик, автор многих текстов… Он - главное действующее лицо проекта. Я его воспринимаю как режиссера всего того, что мы делаем. Более того: я знаю, что он в музыкальном плане может реализовать абсолютно любую идею, которая придет мне в голову. Но на самом деле мои идеи достаточно убоги по сравнению с его композиторскими и режиссерскими возможностями. Поэтому мне очень приятно и комфортно быть исполнителем его песен. И вообще – то, что Старуха из самодеятельного АХС стала частью вселенной Морока – неоценимый подарок судьбы!”

    “Как свободна и красна наша гордая страна!
Можно смело хуесосить президента США.
Ну а если вякнешь мерзость про президента Родины
То лично, суку, утоплю в собственной блевотине!”
    (“На Страже Православия”)

- Тематика песен Babooshka практически стопроцентно продолжает генеральную линию АХСиМСЗ. Не опасаетесь ли вы попасть в Федеральный список экстремистских материалов? И вообще - каков процент стёба, а каков - социального протеста в текстах Babooshka? Не боитесь ли вы, что на вас подадут в суд за оскорбление чувств верующих или, скажем, Президента, - да и вообще, докопаться же можно вообще до чего угодно в любой из ваших песен?
АК: “Докопаться можно до чего угодно. Я как филолог абсолютно согласен с этим. Дело ведь не в текстах, а в их восприятии. Что касается процентов, про которые ты говоришь, то тексты наших песен – это просто лирика. То, что имеют в виду наши персонажи – и Старуха, и девушки (а также маленькие девочки, кандидатки в депутатки, херувимы и т.д.), которых играет в проекте Алёна, и рычащие серафимы в исполнении Ильи, то их точка зрения очевидна. Хотя порой не очень понятна им самим, особенно Старухе, у которой вместо мозга – православно-шовинистская простокваша со сгустками оголтелого монархизма”.
АГ: “Наши персонажи – это образчики среднестатистических российских «маленьких людей», которых сегодня называют «ватой»”.
RR: “И не только они! Во многих песнях можно услышать голоса святых отцов – настоящих и не очень. Я в проекте не пою, но в новом видео сыграю батюшку”.
АК: “Да, «слово Пастыря» - это неизменный атрибут проекта! А про генеральную линию АХС я так скажу. Линия эта возникла за долгие годы до АХС – еще в 90-е. Скажу лишь, что половина репертуара АХСиМСЗ – это более ранние песни Старухи Изергиль – иногда перепетые заново, а часто просто взятые из ее старых альбомов и всунутые в альбомы АХС”.

“И ежли у меня кто-то спросит:
«Сколько лет тебе, мать?»,
Я отвечу: «Мне восемсят восемь,
А чувствую словно четырнадцать»”.
(“Мне Всегда 88”)

- Автор слов к песне "Мне Всегда 88" - Дмитрий Беляев. Кто это и как эта шикарная юморная вещица стала вашей песней? И, кстати, соответствует ли эта цифра реальному возрасту старухи Изергиль?
АК: “Да, Старухе всегда было 88! А с художником и поэтом Дмитрием Беляевым я познакомился в социальной сети «Вконтакте». Он предложил обложку для альбома и тексты песен, в том числе «Мне всегда 88». Кстати, следующий альбом ‘Православный Аватар’ будет также оформлен Дмитрием в его неповторимой стилистике. Я всегда мечтал о том, чтобы обложкой занимался профессионал. Ахсовские обложки верстались нашим директором в Word’е или тупо вырезались ножницами из журналов, склеивались и сканировались. Это смешно, учитывая то, что я уже лет 20 свободно владею фотошопом, а Глухов освоил его буквально недавно”.

- Тогда почему же ты не делал обложки?
АК: “Я много чего не делал. Сначала мне вообще было неприятно заниматься проектом. Но я все-таки писал тексты, записывался… Все надеялся, что Глухов начнет развиваться. А потом я забил на всё. Если какие-то идеи приходили мне в голову, я не делился ими с Глуховым: он все превращал в музыкальный мусор. Не трэш, именно мусор. Короче у меня опустились руки, и я сделал ноги”.

    “Надо больше свечей -
Чтоб горели горячей!
Надо больше церквей -
Чтоб вместили всех людей!
Надо больше молитв -
И не будет войн и битв!
Надо больше попов
Вместо алчных докторов”.
    (“Надо Больше Церквей”).

- Песня «Надо Больше Церквей» появилась после событий в Екатеринбурге или же раньше? Насколько я понимаю, в клипе на неё использованы документальные кадры именно оттуда.
АГ: “Некоторые кадры взяты из хроники событий в Екатеринбурге. Но эти события – всего лишь частный случай. Любое художественное произведение всегда (пусть и на каком-то конкретном примере) отсылает к проблеме в ее глобальном виде. Да и сама песня появилась, разумеется, раньше – за несколько месяцев. Тут нет ничего удивительного: не надо быть ясновидящим, чтобы предсказать те события в Екатеринбурге. В России вообще все предсказуемо.
АК: “В наших песнях многие видят гиперболизированный образ России. На самом деле, он лишь слегка поэтизирован – для достижения драматического эффекта”.

- До выхода полнометражника «На Страже» у вас вышло несколько синглов: если собрать весь этот материал, получился бы ещё один альбом. Не было ли мыслей выпустить и его, и новый лонгплей как полагается на физических носителях для ваших фанатов?
М: “Мы думали об этом. Но издаваться в РФ на физических носителях нам, очевидно, не суждено: вдруг запретят какую-нибудь песню? Тогда весь тираж придется уничтожить. Многие лейблы рады были бы издавать нас, но кто станет рисковать?”
RR: “Конечно, приятно держать в руках CD или виниловую пластинку. Но сегодня, особенно в России, многие музыканты выбирают альтернативную дистрибуцию своих записей – исключительно в цифровом виде, включая обложку”.

    “I could wait night and day
Sigh your name when I pray
In my heart night and day
'Till you come my way.
I could wait night and day
Be the sky blue or gray
In my heart night and day
For your love to stay”.
    (“Obsession”).

- Бонусом на новом альбоме стал кавер на хит Army Of Lovers «Obsession». С чего это вдруг вы решили его переиграть - в нём же нет ни слова ни про Патриарха, ни про Президента?
АГ: “И очень хорошо, что нет. Песни Babooshk’и – они все-таки несут определенную моральную нагрузку. Даже я – напишу, бывает, текст, перечитываю: вроде как забавно получилось. Записывать тоже весело… А потом слушаешь готовую песню – грустно становится от того, что поют наши персонажи – от их агрессии, тупости… и их РЕАЛЬНОСТИ! Поэтому бонус в виде кавера на хорошую позитивную песню – он просто необходим! И подобными каверами мы будем заканчивать каждый наш альбом”.

- Каким вы видите будущее вашего проекта Babooshka, свою гастрольную деятельность?  Планируется ли выпускать альбомы с такой же частотой, как это было в АХС, или же количество теперь перетечет в качество?
М: “Мы изначально даже не задумывались о количестве альбомов. Как и о срочности релизов. Babooshka – проект, который делается в удовольствие. Это здорово, когда делаешь серьезный проект, но при этом в нем можно похулиганить в музыкальном плане – нет никаких стилистических рамок. В текстах – да: нужно быть аккуратным в наше время, а в музыке можно творить разумный беспредел. Я имею в виду, что это экспериментальный проект. Поэтому каждый наш новый альбом будет отличаться от предыдущих. Да и сами композиции будут разнообразными. Между прочим, этот самый новый альбом уже сочинен и почти записан. Он будет называться ‘Православный Аватар’ и на нем среди прочего прозвучат частушки под балалайку и «под язык», любители жанра оценят художественный пердеж… А одним из хитов станет настоящая рок-баллада про надувную церковь, которую обязательно будут включать на школьных дискотеках аккурат после Скорпионз”.
АК: “Да, альбом будет веселым! Что касается гастролей, то намечать продолжительные туры на несколько городов мы не спешим. От себя скажу так: в сентябре выйдет наш новый альбом, потом необходимо еще полгода, чтобы все окончательно позабыли демо-проект АХСиМСЗ. И скажу больше: это последнее интервью, где мы с ребятами вспоминаем про АХС – проект, который я закрыл еще в январе 2018 года”.