avto
Баннер
METAL MIND (Томаш Джубинский, мемориал)
2024-12-06
Читателей онлайн - 179

Tomasz «Dziuba» Dziubinski
Томаш "Дзюба" Джубинский
(14 сентября 1961 - 16 декабря 2010)

Мы с вами ходим на концерты, читаем журналы, слушаем музыку, но мало когда задумываемся, что на самом деле кроме самих исполнителей, которые всегда на виду, есть люди, остающиеся в тени. Они работают над организацией этих самых концертов, выпускают прессу, издают диски. Работает целая экономическая отрасль, и в ней занята армия: есть у этой армии свои «рядовые», и свои «генералы»... Когда всё нормально, мы этих людей не замечаем. Даже «генералов». Они появляются в поле нашего зрения, лишь когда машина шоу-бизнеса дает сбой. Или, что ещё печальнее, когда они уходят от нас. 16 декабря 2010 года в больнице города Гливицы после продолжительной болезни скончался Томаш Джубинский, основатель польского лейбла Metal Mind, организатор знаменитого фестиваля Metalmania и главный редактор польского издания Metal Hammer. Рак... О мёртвых принято говорить либо хорошо, либо ничего. Нечасто смерть «генерала» из «тяжелого» сегмента шоу-бизнеса вызывает столь противоречивую реакцию. Такой поток противоречивых воспоминаний и комментариев! От злорадных, типа "Сатана потребовал вернуть залог", до молодецких, вроде "Бог призвал его к себе, чтобы поручить организацию тура Black Sabbath в оригинальном составе в раю"! Человек, всю жизнь посвятивший экстремальному искусству, но... Человек, "поднявший" польскую метал-сцену, но... Человек, открывший миру многих её звезд, но... Читая публикации о Джубинском в эти дни, об эти многочисленные "но" приходилось спотыкаться постоянно – особенно, в польских СМИ. Давайте же постараемся без эмоций, беспристрастно вспомнить о делах этого, безусловно, неординарного и выдающегося человека. Многие склонны считать, что он "создал польскую тяжелую сцену с нуля". Сразу заметим - это не совсем так. К моменту начала активной деятельности Джубинского там никакого "нуля" не наблюдалось. О польском тяжелом роке как о явлении можно было говорить уже в конце 70-х, несмотря на коммунистический режим и "железный занавес". В этой стране дышалось явно свободнее, чем у нас в те времена - у них уже громыхали такие команды как TSA и Turbo, регулярно проходил большой рок-фестиваль в Яроцине. Вы можете сами найти в сети и посмотреть документальные кадры этого мероприятия, например, 1981 года. Государственные заводы по выпуску грампластинок производили альбомы западных рок-музыкантов. У нас в то время такое было просто невообразимо! И поэтому мы всегда завидовали нашим более продвинутым польским "братьям"... В начале 80-х в Европе, как и во всем мире, наблюдался резкий рост интереса к тяжелой музыке - она стала массовым, коммерческим явлением. Польшу, которую профсоюзное движение "Солидарность" к тому времени частично вывело из-под назойливой опеки СССР, эта "тяжелая волна" накрыла почти сразу же. Но в стране были лишь сотни тысяч пацанов, которые хотели играть и слушать эту музыку. Никакой "инфраструктуры" - тематических СМИ, лейблов, магазинов, промоутерских и менеджерских контор там не было. Вот и начали появляться люди вроде Джубинского - не всем, однако, удалось сделать столько, сколько ему. Началось все с обычных кассет - в то время это был, пожалуй, самый популярный носитель звука. Томаш собственноручно закупал и распространял по стране тысячи кассет. Надо заметить при этом, что он был первым, кто начал распространять не пиратскую, а официальную продукцию. И ещё - он действительно любил то, что продавал. До самых последних дней, как утверждают его сослуживцы, он верил в воссоединение любимых Black Sabbath, с нетерпением ждал новые альбомы Rush и Pendragon. Чего уж говорить о временах, когда он был фактически одним из тех тысяч фанатов тяжелого рока! Он никогда не был просто дельцом, решившим "нагреть руки" на популярной теме. И мог бы заработать больше, меняя, скажем, польский спирт на угнанные в Швеции тачки. А вместо этого упорно рассовывал кассеты с тяжелой музыкой по киоскам и книжным магазинам! Ярослав Шубрехт (Lux Occulta, Terror) вспоминает: "Первые кассеты... за которыми мы так охотились по книжным магазинам, а потом диски, делал Дзюба. Первые великие группы я увидел на концертах, организованных им. Я... мечтал с собственным составом выйти на сцену его культового фестиваля Metalmania. Что, кстати, мне и удалось... Если бы он не, я бы, наверное, стал депешистом". Да, многие поляки сегодня вспоминают эти кассеты из своего детства, благодаря которым они познакомились с хорошей музыкой, многие помнят и тележурнал Strych, выходивший в 80-х на ТВ города Катовицы. Там Томаш работал в качестве простого журналиста, и вместе с такими ведущими как Божедар Иванов и Магдалена Пекош выдавал каждый вторник, ровно в 16:50, очередную порцию музыки и информации о ней - а как тогда всего этого не хватало людям! Взлетом коммерческой деятельности Томаша стала организация первого фестиваля Metalmania. Местом его проведения стал спортивно-концертном комплекс "Сподек" в Катовицах (фестиваль, хотя потом и кочевал по Польше с места на место, в последние годы неизменно возвращался домой, в "Сподек"). Ежегодная Metalmania стала одним из крупнейших метал-фестивалей в Центральной Европе. Этого события всегда ждали с нетерпением, граничащим с эйфорией, ведь там за эти годы отыграл весь цвет мировой тяжелой музыки. Да - и это было важно! - даже во время первого мероприятия, состоявшегося 5 апреля 1986 года, на сцену вышли не только польские (например, Vader и Kat), но и западные группы - Killer и Alaska. Не бог весть что, но по тем временам даже это была сенсация! Так в Польше появился не просто рок-, а метал-фестиваль - нужно ли говорить, что успех был огромный... Вскоре последовал и первый большой скандал. С группой Kat Томаш Джубинский сотрудничал в качестве менеджера (до этого, с 1985 года, он занимался делами Turbo). Сперва он, как журналист, связался с Kat, чтобы взять интервью, а потом пристроил на фестиваль и взялся за них всерьез. К этому времени у музыкантов уже был контракт с маленьким бельгийским лейблом Ambush Records. Томаш организовал им несколько выступлений, самыми значительными из которых стали очередное шоу на фестивале Metalmania и разогрев для группы Metallica. Сделанные по ходу дела записи легли в основу концертной пластинки '38 Minutes Of Life'. Напоминаю - то был 1987 год. Капитализма в Польше ещё не было, в экономике вовсю хозяйничало государство. И в тот момент у Томаша просто не было иного способа издать диск на родине, кроме как передать права на него государственной конторе Poljazz. Естественно, диск, согласно законам социалистической распределительной системы, был растиражирован и распространен в масштабах всей страны, что произвело впечатление не только на поклонников, но и на музыкантов Kat - им показалось, что их ограбили. Ведь денег-то от продаж они практически не увидели! Тогда стычки группы с менеджером закончились её расформированием, а права на свои работы они сумели отсудить только несколько лет спустя. Говорят, народ, показывая на плакаты Kat, говорил – тут, мол, не хватает пятого человека. Он ни на чем не играл, но взял деньги… Такая вот ходила шутка. Достоверно неизвестно, кто и сколько тогда взял, но факт остается фактом - вскоре после случившегося Томаш основал собственный лейбл Metal Mind Productions. Как раз накануне в Польше были приняты законы, разрешавшие кое-какую частную экономическую деятельность, а Джубинский оказался одним из первых, кого чиновники от культуры уже хорошо знали, и ему такую деятельность легко разрешили. Первоначально лейбл Metal Mind ориентировался на выпуск западной лицензионной продукции. Лишь это представлялось тогда экономически выгодным делом или, по крайней мере, не несло в себе риска. Зачастую польские группы подписывались лейблом Metal Mind уже после получения признания за рубежом, и их работы издавались на родине позже. Так было, например, с Acid Drinkers, чье демо было забраковано Джубинским в 1987 году, и с которыми он решился сотрудничать лишь три года спустя, когда те уже заключили контракт с английским лейблом Under One Flag. Литза (Acid Drinkers) так и не смог простить боссу резкую, почти оскорбительную реакцию на то демо... Хотя впоследствии они и сотрудничали. По тем же, очевидно, причинам, уже позже, Гжегош Гужинский (Flapjack) окрестил Джубинского "деревенщиной" и порекомендовал "копать огород, а не заниматься музыкой". Ну, музыканты вообще народ ранимый, это известно. Недаром говорят – художника может обидеть каждый. И судебные разборки музыкантов с Metal Mind стали даже чем-то привычным, традиционным. Они не прекращались даже в последнее десятилетие. Например, в середине 2007 года группа Moonlight приостановила свою деятельность из-за сложной правовой ситуации и конфликта с компанией – оказалось, что по контракту им запрещено петь на концертах собственные песни! От столь же "хитроумного" договора группа Desdemona освободилась, только наняв ещё более "хитроумного" адвоката в итоге затяжного судебного процесса. Не удивительно, что многие музыканты считают Джубинского мошенником. Но… "Жаль, очень жаль" - говорит об усопшем «вчерашний ограбленный» Иренеуш Лотх из Kat. "Он был, в принципе, душевный парень, хотя у нас с ним, как и у многих других, возникали разногласия". Гжегош Купчик из Turbo вторит ему: "У меня, конечно, были проблемы с Томашем Джубинским... мы ссорились, даже враждовали. Но это человек, который создал рынок польского рока, хард-рока, тяжелого метала. И он был славный парень… Я помню празднование Нового Года (86/87), которое Томаш устроил нам. Мы пили, танцевали, пели. Я помню, что я хотел поднять его (Томаш был огромным двухметровым мужиком – прим. Srgn) и, конечно, уронил, потому что не смог удержать этого великана. Славные воспоминания... ну, а проблемы – они бывают в каждой семье!" Йозеф Скшек, лидер группы SBB, однозначно признает, что именно Томаш подсказывал ему самые практичные и выгодные решения - в плане бизнеса, понятое дело. И уже знакомый нам Ярослав Шубрехт утверждает: "Он был противоречивой фигурой, работать с ним было нелегко, но я не могу жаловаться, потому что мой личный опыт работы с ним был позитивным. Во всяком случае, мы удерживались в рамках приличий". Да, «колхозником» Шубрехт своего шефа не величал, это точно… С другой стороны, есть ли в мире издатель, который избежал бы претензий со стороны своих артистов? Нету. И каждый раз всё как в случае с Джубинским - денег не платил, кабальные контракты подсовывал, творчество недооценил... Никто, правда, не вспоминает потом, что эти контракты сам, не глядя, подписывал - аж зудело в одном месте, как хотелось быть знаменитым! А вот Джубинский рисковал - не все же у него в «стойле» группы такого масштаба, как Kat и Turbo, были и откровенные провалы. Знаменитыми хотят быть и откровенные бездари. Чем бездарней, тем сильней. Поэтому издатель всегда рискует. Своими деньгами... Безусловно, в те времена бизнес имел свои особенности. Чтобы выжить, приходилось иной раз хитрить. Зато итог впечатляет. Конечно, кроме Metal Mind в Польше появились и другие подобные фирмы. Но они либо занимались лицензированием популярных западных коллективов, снимая сливки, либо просто оставались в глухом подполье. Таких связей и финансовых возможностей, как у Джубинского, не было ни у кого, и он вкладывал заработанные деньги в раскрутку отечественных групп, в том числе на международной сцене! Деньги шли и на другие благие дела. C 1990 года благодаря лейблу Metal Mind и лично Джубе, взявшемуся за хлопотное и не слишком прибыльное дело, в Польше стала выходить местная версия журнала Metal Hammer. Томаш стал его бессменным главным редактором. Acid Drinkers, кстати, несмотря на все «тёрки», были одной из первых польских групп, о которых там написали - поначалу журнал содержал, главным образом, переводные статьи из немецкого оригинала... О том, что Джубинский всегда работал на «территории риска», свидетельствует и недовольство - даже ярость! - церковных функционеров. Известно, как они относятся к тяжелой музыке, а в Польше позиции католичества сильны, как нигде в Европе. Поэтому ещё в феврале 2004 года прокуратура возбудила дело по факту оскорбления чувств верующих, расследуя жалобу директора центрального Краковского телевидения. Поводом стала запись в тамошней студии обычного концерта Gorgoroth – директора напугали «голые люди на крестах, сатанинские символы, останки животных и бутафорская кровь». И 26 июня 2007 года гражданин Джубинский был приговорен к штрафу и конфискации доказательств – мастер-ленты с записью концерта. Местные попы тут же спрятали её в архивах знаменитой Ягеллонской библиотеки – там, где прячут от людей и много другой правды о церкви… Еще одним важным достижением Джубы стали концерты. Помимо Metalmania, Джубинский и его команда приняли участие в организации более тысячи мероприятий в Польше, в том числе исторического шоу Monsters Of Rock в 1991 году с участием AC/DC, Metallica и Queensryche. По данным организаторов, оно собрало тридцать пять тысяч человек, однако очевидцы утверждают, что было все семьдесят. Активно устраивались сольные концерты - и польских, и западных исполнителей поистине звездного уровня, не только тяжелых. Приезжали Faith No More, Chris De Burgh, Placido Domingo, Chris Rea, Deep Purple, Tina Turner, Jose Carreras & Monserat Cabballe, Aerosmith, Black Sabbath, Jethro Tull, Emerson Lake & Palmer, Yes, Apocalyptica и другие. Многие ещё были детьми в начале 90-х, и сегодня с ностальгией вспоминают о концертах, которые были первыми в их жизни. И для Томаша эти концерты тоже были первыми, он был среди первопроходцев. Что и как надо делать, никто не знал, всему учились на свих ошибках. Поэтому кое-кто вспоминает об этих концертах, разглядывая оставшиеся на память неиспользованные билеты. Например, (к сожалению, этот пример не единственный) не приехала застрявшая где-то на границе Sepultura - публике тогда объявили, что группа выступит в другой раз, и билеты будут действительны. Этого не произошло – правда, позже по этим билетам вроде как можно было сходить на Slayer, но денег назад так никто и не получил. Безусловно, это порочная практика - человек, купивший билет на конкретный концерт конкретной группы имеет право на возврат средств, и можно понять чувства публики, в неистовстве вопившей: "Джуба - хуй!". Но… возврати он тогда свои долги - и не стало бы Metal Mind, и не было бы всех вышеупомянутых концертов, ведь в привоз групп вкладывались огромные по тем временам средства! Хотя мое личное мнение – свои долги надо возвращать. Любой ценой. Вспоминают и недостатки организации. Например, инцидент во время проведения одного из фестивалей Metalmania в Забже, когда всех желающих посетить шоу просто не успели впустить в одну маленькую дверь. Образовался затор; услышав, что уже заиграла первая группа, застрявшие в дверях учинили настоящий бунт, начали бить стекла и выкрикивать ставшие уже традиционными проклятия в адрес Джубы. Каких усилий стоило вообще сделать проведение фестиваля возможным - об этом мало кто думал. Люди просто платили деньги и шли развлекаться. Их можно понять. И, с другой стороны, об уровне организации его последующих концертов лестно отзывался Дэйв Мастейн из Megadeth, так же как и Ник Баррет из Pendragon. Баррет, к слову, очень тепло вспоминает о Томаше как о человеке: "Я очень хорошо ладил с нашим польским промоутером. Далеко не всегда бывает так, потому что для большинства организаторов это просто бизнес, сказать о них что-то как о людях невозможно. Томми тоже думал о деле, конечно, но вместе с тем был душевным человеком. С ним можно было поболтать, пошутить... это мне и нравилось". И, несомненно - он был профессионал и трудоголик. Он требовал многого от себя и от своих подчиненных. К артистам тоже относился сурово, это так. «Для него не было ничего невозможного. Его девиз был «вера горы переставит». Он требовал от нас много, но еще больше от себя» - вспоминает Агнешка Святницка Кулпинска, сотрудница Томаша по лейблу. Но, в конце концов, будь он чуточку сентиментальнее, добился бы меньших коммерческих успехов, и это сказалось бы на общем результате. А он таков - 1000 наименований в каталоге, 10 миллионов проданных дисков, налаженное сотрудничество с такими западными конторами, как Roadrunner Records, MVD, Sony Music Entertainment, Plastic Head. Весь мир знает такие группы, как TSA, Acid Drinkers, Aion, Artrosis, Asgaard, Darzamat, Decapitated, Delight, Dies Irae, Hate, SBB, Sirrah, Turbo и многие другие, принесшие польской сцене уважение. А не ошибается только тот, кто ничего не делает... Похоронили Джубинского в Катовицах, 23 декабря, на кладбище по улице Французской, всего в нескольких километрах от «Сподека», традиционного места проведения Metalmania. У него осталась жена Мариоля и двое сыновей, 19 и 18 лет. А также лейбл Metal Mind. Люди продолжат работать. На следующий день его осиротевшие коллеги сделали официальное заявление, в котором, после традиционных скорбных слов, уверили нас, что созданная Томашем фирма "продолжит работать согласно составленным им ранее программам и планам". Дай бог, конечно… Да вот только в наши времена, когда такие монстры, как Sony, закрывают заводы по производству дисков, а Warner Music выставляют на продажу сами себя, что будет дальше, на самом деле не знает никто... Да ещё потихоньку умирает старое поколение. А вот новой смены что-то не видно пока. Людей такого калибра больше нет. И, как следствие, среди артистов тоже! А если и появятся какие таланты - то кто же о них узнает без новых Джубинских? Вот и хоронят они теперь сами себя на безграничных просторах «контактов» и «майспейсов». Аминь… После смерти Томаша кто-то обескуражено написал на одном из форумов: «Прости Том, я должен был позвонить тебе сегодня, я думал, что еще есть время!» Да, а вот время-то, оказывается, кончилось…
 

Также читайте:
ЕЩЁ В ПРОДАЖЕ:
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ:
Уникальное предложение! Скидки до 33%! ПИШИТЕ!