…И с каждой минутой я чувствую всё меньше, а помню всё больше, но что такое это воспоминание, как не язык чувств, как не словарь лиц, и дней, и ароматов, которые возвращаются к нам глаголами и прилагательными, частями речи, и потихоньку, по мере приближения к чистому настоящему, постепенно становятся вещью в себе, и со временем они, эти слова, взамен былых чувств навевают на нас грусть или дают нам урок, пока само наше существо не становится заменой былого, а лицо, обратив назад широко раскрытые глаза, истинное наше лицо, постепенно бледнеет и стирается, как стираются лица на старых фотографиях, и мы – все до одного – вдруг оборачиваемся Янусом…
Хулио Кортасар «Игра в классики».
Группа V СТИХИЙ является одной из тех команд, которые спокойно делают своё дело, не обращая внимания на суетное бытие. Конечно, реакция на определённые события внешнего мира имеет место быть, но лишь в преломлении через собственное творчество и творчество классиков, но не через перманентные политические или социокультурные события. Именно поэтому новый, долгожданный альбом 'Колыбель Времён' получился очень разнообразным и бодрым, с неплохой философской (и личностной, куда ж без неё в нашем хэви-то?) лирикой и отличным саундом. О новом взгляде на творчество, концепции альбома, магии и реальности, вечном и многом другом нам поведал бессменный лидер коллектива Сергей Медведев.
- Здравствуйте, Сергей! Разрешите поздравить вас с выходом нового альбома! Я обратил внимание, что над первым диском вы работали два года, над вторым — три, над третьим – четыре. Получается, что следующего нам ждать пять лет?
«Спасибо за поздравления! Да, альбом для всех поклонников группы стал воистину долгожданным. Да и для нас, собственно говоря, тоже. Так что вы не первые, кто так иронично шутит на эту тему. Материал в целом был готов довольно-таки давно, планировали издаться пару лет назад. Но знаете, как это бывает... Как говорят, жизнь внесла свои коррективы. Хотя я считаю, что тут всё идет как надо. Например, именно благодаря нашей неторопливости в деле издания появилась песня “Дух Свободы”. У песни до этого была совсем другая концепция, но в связи с известными событиями прошлого года буквально родились строки «В нашей крови голос предков вечен…» и далее по тексту. И теперь это - один из ведущих треков альбома, его поддержали фанаты не только в нашей стране. А вышла бы пластинка три года назад – и была бы это обычная песня с мифологическим сюжетом, и никакого народного единства. Хотя, конечно, не спорю: четыре года между альбомами – это многовато. Обещаю, будем работать над четвёртым альбомом энергичнее; благо, ресурсы у группы для этого сейчас имеются».
- И вновь CD-Maximum в качестве издающего лейбла: это обычные условия контракта или же вам исключительно удобно работать именно с ними?
«На CD-Maximum у нас вышло два предыдущих альбома, и условия контракта нас вполне устраивают. В своё время они первые откликнулись на наш материал. Может, у кого-то условия и получше, но, если честно, я не узнавал. Просто за это время у нас с Юрием Богдановым сложились, можно сказать, дружеские отношения. А дружбу нужно ценить… Да и как говорится: «Коней на переправе не меняют»”.
- Не так давно в коллективе появилась новая вокалистка Олеся Татаринцева, сменившая на боевом посту Валерию Романову. Причём случилось это уже после записи альбома 'Пепел и снег'. Не будем ворошить грязные простыни, но как в коллектив пришла другая прекрасная девушка?
«Элис пришла в коллектив давно. Вообще, в отличие от Валерии, Элис действительно влилась в коллектив, и нас всех всё устраивает. Когда группа V Стихий появилась - а это был 2006-2007 год - Элис была ещё совсем юной девчонкой. Собственно, поэтому мне сразу и не пришла в голову мысль о том, что она может стать нашей фронтледи. Мы-то уже взрослые дядьки были и думали, что Стихиям нужен кто-то поматёрее. Но буквально за пару лет Элис «возмужала» в вокальном плане, зазвенела сталью - и мы решили попробовать. Можно сказать, что только «злой рок» помешал Элис записать с нами альбом 'Пепел и снег'. А вообще, она с нами уже больше пяти лет».
- В своё время известный актёр и режиссёр Александр Кайдановский очень хотел создать что-то на основе произведений Борхеса и Кортасара (и ему это отчасти удалось, в 1983 году режиссёр поставил короткометражку «Сад» по рассказу Борхеса — прим. автора). И ему очень не нравилось, когда студенты-актёры говорили, что им нравятся эти писатели - многие так и указывали в анкетах: «Мне нравятся Борхес и Кортасар». Вы же взяли за основу целое высказывание южноамериканского классика. Вам нравится именно его творчество или это просто очень удобный материал?
«Хулио Кортасар прекрасен и очень созвучен нашему видению мира. Весь новый альбом – ну чем вам не магический реализм? Взять ту же “Ведьму” или “Воительницу”. У нас тоже переплетаются сюжеты, много непонятного и иррационального, и, вместе с тем, мы поём о жизни, воспеваем любовь и допускаем немного сумасшествия. Можно сказать, что романы Кортасара – очень удобный материал. Может, напишем когда-нибудь совсем тематическую композицию, какой-нибудь свой “Бестиарий”. Почему бы и да? Была же в прошлом альбоме “Бегущая по волнам”. Вообще, можно сказать, что в этом – некая наша фишка. Классические литературные мотивы в современном прочтении, точнее, в игре. Бывает очень занятно проводить параллели в духовных исканиях людей прошлых веков с нашими. Вроде живём в цифровую эру, когда на слуху каждый день оптимизация бизнес-процессов и прочий тайм-менеджмент. А в чувствах, в душах людей – то же, что и сотни, и даже тысячи лет назад. Любовь и смерть, добро и зло. Говорят, всю мировую литературу можно разложить на двадцать сюжетов. Наверное, хорошую металлическую музыку тоже можно. Поэтому наши дороги с классиками и переплетаются».
- В музыке альбома множество отсылок к классике, в частности песня “Сольвейг” отсылает к творчеству Грига. Решили переосмыслить классическое наследие?
«Просто очень нравится, как звучат произведения Грига в метал-обработке. Суровые норвежцы, они и в XIX веке создавали шикарный материал для электрогитар, хоть и не подозревали, что их когда-то изобретут. Ну, а вставлять просто кусок в альбом как-то не комильфо. Думаю, читатели согласятся. Поэтому мы почитали драму «Пер Гюнт», нашли звучный и в наши дни мотив, а написать подходящий текст - уже дело техники. «Рушить себя волей своей – это смешно», - такой многослойный вывод в нашей “Сольвейг”'. Не правда ли, у каждого в жизни случаются моменты, когда неплохо бы было эту фразу себе сказать и остановиться? Или наоборот – сдвинуться с места. Каждый ведь себя строит и разрушает по-своему. И если из года в год человек упорно загоняет себя в угол, сам того не осознавая? Со стороны – и правда бывает смешно. Вот об этом и песня. «Не отвергай пройденный путь» - так поется в нашей песне. Я бы ещё добавил: «Но имей смелость с него свернуть, чтобы не быть смешным»”.
- Чтобы не возникло никаких сомнений и снять вопросы у поклонников: какой же стихии посвящена 'Колыбель Времён'? Или же вы все-таки решили отойти от концепции «стихийных» релизов?
“«Стихийная» концепция – это фишка наших первых альбомов. Но, наверное, продолжать её на третьем было бы слишком скучно. Вроде как рамки какие-то — пять стихий, пять альбомов, конец. Я думаю, жизнь группы будет больше и дольше. В новом альбоме ожидаемо присутствует наша любимая огненная тема и много воздуха. Хотя и тему Земли мы вложили, и это не только мотивы “В пещере горного Короля”, но и Земля как наши истоки, дань предкам, мощь народного единства. 'Колыбель Времён', скорее, не про горизонталь равных стихий, а про вертикаль – между прошлым и будущим, проблемами духовного и материального. Именно поэтому сложно описать одним словом тематику альбома. Там в каждой песне своя вертикаль. Хотя я бы отнёс его скорее к Воздуху».
- Откуда в лирике столько чисто женских мотивов и аллюзий на сугубо женское бытие? Временами даже становится несколько слащаво от такого.
«Самому противно, ха-ха! Как это ни прискорбно, но тут работает холодный расчёт и конкретный соцзаказ: девочкам нравится! И будь мы хоть трижды бородатые мужики, разочаровывать женскую половину не хотим. Наш самый известный хит – это: «Пууусть догорит в тебе любоовь», она же композиция “Феникс” с одноимённого альбома. В Интернете можно найти сотню вариантов этой песни в фанатском исполнении. На втором и третьем местах в рейтинге – тоже балладки про любовь. Так что имидж обязывает к сопливым ноткам в каждом альбоме. 'Колыбель Времён' - это первый альбом, где всего один страдальческий медляк. Так что мы уменьшаем постепенно уровень слащавости. Ключевое слово здесь «постепенно». Наверное, мы уже так пропитались этим женским «чувствованием», что вряд ли кардинально перейдём на суровые мужицкие темы. Да и вокал у нас женский, как ни крути. А это мы точно менять не будем!».
- Чем можно объяснить откровенно родноверческие мотивы в “Духе свободы”? Это неиспользованный материал из багажа Аркаима или же своеобразный символизм?
«Как я уже говорил в начале, “Дух свободы” у нас родился как ответ на происходящее в мире. А к Аркаиму этот трек не имеет никакого отношения, так как он был сделан гораздо позже, и должен был войти в альбом 'Пепел и снег', правда в другом текстовом ключе. Но по ряду соображений туда не попал, как выяснилось к лучшему… А вот старушка “Воительница” зазвучала и заиграла новыми красками, правда над треком пришлось много поработать в плане переаранжировки и адаптации его под вокал Элис. Ведь этой песне лет пятнадцать! И написана она под мужской вокал. Кстати, автор музыки - мой давний друг Евгений Смагин, в то время вокалист группы Аркаим. Это был настоящий хит местных рок-концертов в Тамбове и Мичуринске. Я рад, что наследие Аркаима в этом плане оказалось непобедимо. «Жизнь – это час, облачённый в песок» - тоже ниточка в общую временную канву альбома. Слышал мнение, что две песни - “Дух свободы” и “Воительница” - сделали лицо альбома. Мы, конечно, те ещё патриоты и славянофилы, но в песнях это до сих пор не звучало; не планировали ударяться в «родоплеменные войны» и в третьем альбоме, но вот так сложились звёзды. Кроме того, две вышеупомянутые песни - самые хэви-металические в альбоме, во всех остальных жанровую принадлежность определить однозначно не получится. Экспериментируем дальше - кто знает, куда Стихии занесут!».
- Кстати, про Мичуринск. Поддерживаете ли вы отношения с прекрасным симфо-блэк-коллективом Devil-May-Care, который, похоже, решил взять творческую паузу?
«С теми, кто остался в городе, безусловно, пересекаемся периодически. Илья Дурнев (Elf) сейчас переехал в Москву, работает где-то в студии звукорежиссёром. И у него это очень даже неплохо получается, причём владелец студии тоже наш, мичуринский… Diesel - Миша который - где-то в Тамбове работает (по слухам), Спауна часто вижу: вкалывает вроде торговым представителем, машины меняет как перчатки… С музыкой вроде не подвязал, немного переквалифицировался в барабанщика местной дэт-группы, правда ненадолго. Где сейчас Саша Рыбаков, точно не знаю. Поговаривают, что где-то в охране, но не как «Александрр Рррадионович Боррродач», а где-то в управлении РЖД. А так у нас в городе есть ещё пара десятков прекрасных коллективов. «Город рокеров и садоводов» - так часто называют Мичуринск. Несколько коллективов с нами активно сотрудничают, большинство качественных треков, записанных в Мичуринске, делались у нас на студии. Собственно, там же, где и наши собственные альбомы. Так что, мы тут все повязаны, если можно так сказать».
- За время существования коллектива в современной музыке наметилось множество изменений. Не избежали эти изменения и хэви-метал. Сейчас в хэви стало слишком много пафоса и даже если коллектив запишет альбом на основе творчества Эдуарда Успенского, то приключения всех любимых героев будут весьма мелодраматичны. Как вы относитесь к мысли, что у всего русского хэви очень похожие тексты и даже при исключительном качестве музыкального материала в лирике (даже очень сильной, как у вас) почти не бывает ничего нового?
«Ну да. Спорить не буду. Для обывателей не из нашей тусовки все группы на одно лицо. Вот если бы вы захотели провести опрос всех жителей страны, чтобы оценить, насколько народ разбирается в тяжёлой музыке, вам бы назвали пару песен «Арии» и хиты каких-нибудь раскрученных рокапопсов. А остальное – бездонный океан одинаковых команд. Кстати, если оценивать глобально, то хэви – одно из направлений, где группы хоть как-то отличаются по звучанию и по лирике. Вокал, опять же, у всех разный – мужской, женский, более оперный или более эстрадный. Если человек-не знаток послушает несколько часов альтернативы, то тоже отметит, что везде одно и то же. Я уж не говорю про десятки разных направлений, которые объединяет брутальный вокал. Это для большинства людей – одна сплошная тьма во всех смыслах этого слова. А что касается пафосной похожести (или похожей пафосности) в текстах у хэви-металистов – так тут, извините, музыка обязывает. На неё ложатся тексты или про войну, или про сильные чувства, ну ещё всякий философский окрас размышлений. И вы правы, Чебурашка под хэви зазвучит брутально и отважно. Кстати, наверное, весь хэви-метал можно разделить на тех, кто поёт только про философское и фэнтезийное (мы, например), и тех, у кого есть ещё и современная урбанистическая тема. Это разделение не так давно появилось. В творчестве V Стихий вы никогда не услышите слов «мотоцикл, лампочка, интернет» и т.п. в этом роде. Мы в этом плане староверы, поём только о вечном. Там хоть и ничего нового, но ведь темы неисчерпаемые… За это и любят хэви».
- Какие отечественные хэви-группы с женским вокалом вы считаете перспективными, и не планируется ли коллаборации с группами иного стиля, но схожих по вокалу?
«Нам не интересна коллаборация и движуха подобного рода. На свой материал времени для работы не хватает. Но если что-то интересное появится на горизонте, то почему бы и нет. Что же касается хэви-метал-леди, тут отвечу так. Перспективной я считаю любую команду, в которую будут вкладываться долго и качественно. У нас 80% команд остаются навеки в статусе «перспективных» потому что играют пару лет - и разваливаются. А чтобы стать популярными, нужно пахать минимум лет десять; чтобы собрать «Олимпийский» - лет двадцать пять, и то не факт. При этом выпускать альбомы не как V Стихий раз в несколько лет, а каждый год - два, да так чтобы они были стоящими, а не «проходняком». Ну и, конечно, финансовая составляющая... Так что всем перспективным желаю терпения и готовности работать много лет над репертуаром, прежде чем получить желаемое. А у кого из нынешних вокалисток есть «железные яйца», чтобы воплотить эту мечту в жизнь – время покажет».
- Колыбель времён поведала свои тайны. Что будет дальше?
«Да, собственно, это никакая и не тайна. В ближайший год у нас в планах наконец-то снять клип, взяв трек из будущего альбома, перезаписать некоторые треки с прошлых пластинок в новом звучании и, конечно же, продолжать работу над новым материалом, благо его предостаточно. И именно поэтому обещаем всем, кто не равнодушен к группе и её творчеству, что на этот раз ожидание следующей пластинки не будет таким долгим».
…Я думаю о забытых движениях, о многочисленных жестах и словах наших дедов, постепенно утрачиваемых, которые мы не наследуем, и они, один за другим, опадают с дерева времени. Сегодня вечером я нашёл на столе свечу, играючи зажёг её и вышел в коридор. Движением воздуха её чуть было не задуло, и я увидел, как моя левая рука сама поднялась и ладонь согнулась, живой ширмочкой прикрывая пламя от ветра. Огонёк снова осторожно выпрямился, а я подумал, что этот жест когда то был у всех нас (я так и подумал «у нас», я правильно подумал или правильно почувствовал), он был нашим жестом тысячи лет, на протяжении всей Эпохи Огня... И только в снах, только в поэзии и игре случается такое: зажжёшь свечу, пройдёшь с ней по коридору – и вдруг заглянешь в то, чем мы были раньше, до того как стали тем, чем, неизвестно ещё, стали ли…
Хулио Кортасар «Игра в классики».
Хулио Кортасар «Игра в классики».
Группа V СТИХИЙ является одной из тех команд, которые спокойно делают своё дело, не обращая внимания на суетное бытие. Конечно, реакция на определённые события внешнего мира имеет место быть, но лишь в преломлении через собственное творчество и творчество классиков, но не через перманентные политические или социокультурные события. Именно поэтому новый, долгожданный альбом 'Колыбель Времён' получился очень разнообразным и бодрым, с неплохой философской (и личностной, куда ж без неё в нашем хэви-то?) лирикой и отличным саундом. О новом взгляде на творчество, концепции альбома, магии и реальности, вечном и многом другом нам поведал бессменный лидер коллектива Сергей Медведев.
- Здравствуйте, Сергей! Разрешите поздравить вас с выходом нового альбома! Я обратил внимание, что над первым диском вы работали два года, над вторым — три, над третьим – четыре. Получается, что следующего нам ждать пять лет?
«Спасибо за поздравления! Да, альбом для всех поклонников группы стал воистину долгожданным. Да и для нас, собственно говоря, тоже. Так что вы не первые, кто так иронично шутит на эту тему. Материал в целом был готов довольно-таки давно, планировали издаться пару лет назад. Но знаете, как это бывает... Как говорят, жизнь внесла свои коррективы. Хотя я считаю, что тут всё идет как надо. Например, именно благодаря нашей неторопливости в деле издания появилась песня “Дух Свободы”. У песни до этого была совсем другая концепция, но в связи с известными событиями прошлого года буквально родились строки «В нашей крови голос предков вечен…» и далее по тексту. И теперь это - один из ведущих треков альбома, его поддержали фанаты не только в нашей стране. А вышла бы пластинка три года назад – и была бы это обычная песня с мифологическим сюжетом, и никакого народного единства. Хотя, конечно, не спорю: четыре года между альбомами – это многовато. Обещаю, будем работать над четвёртым альбомом энергичнее; благо, ресурсы у группы для этого сейчас имеются».
- И вновь CD-Maximum в качестве издающего лейбла: это обычные условия контракта или же вам исключительно удобно работать именно с ними?
«На CD-Maximum у нас вышло два предыдущих альбома, и условия контракта нас вполне устраивают. В своё время они первые откликнулись на наш материал. Может, у кого-то условия и получше, но, если честно, я не узнавал. Просто за это время у нас с Юрием Богдановым сложились, можно сказать, дружеские отношения. А дружбу нужно ценить… Да и как говорится: «Коней на переправе не меняют»”.
- Не так давно в коллективе появилась новая вокалистка Олеся Татаринцева, сменившая на боевом посту Валерию Романову. Причём случилось это уже после записи альбома 'Пепел и снег'. Не будем ворошить грязные простыни, но как в коллектив пришла другая прекрасная девушка?
«Элис пришла в коллектив давно. Вообще, в отличие от Валерии, Элис действительно влилась в коллектив, и нас всех всё устраивает. Когда группа V Стихий появилась - а это был 2006-2007 год - Элис была ещё совсем юной девчонкой. Собственно, поэтому мне сразу и не пришла в голову мысль о том, что она может стать нашей фронтледи. Мы-то уже взрослые дядьки были и думали, что Стихиям нужен кто-то поматёрее. Но буквально за пару лет Элис «возмужала» в вокальном плане, зазвенела сталью - и мы решили попробовать. Можно сказать, что только «злой рок» помешал Элис записать с нами альбом 'Пепел и снег'. А вообще, она с нами уже больше пяти лет».
- В своё время известный актёр и режиссёр Александр Кайдановский очень хотел создать что-то на основе произведений Борхеса и Кортасара (и ему это отчасти удалось, в 1983 году режиссёр поставил короткометражку «Сад» по рассказу Борхеса — прим. автора). И ему очень не нравилось, когда студенты-актёры говорили, что им нравятся эти писатели - многие так и указывали в анкетах: «Мне нравятся Борхес и Кортасар». Вы же взяли за основу целое высказывание южноамериканского классика. Вам нравится именно его творчество или это просто очень удобный материал?
«Хулио Кортасар прекрасен и очень созвучен нашему видению мира. Весь новый альбом – ну чем вам не магический реализм? Взять ту же “Ведьму” или “Воительницу”. У нас тоже переплетаются сюжеты, много непонятного и иррационального, и, вместе с тем, мы поём о жизни, воспеваем любовь и допускаем немного сумасшествия. Можно сказать, что романы Кортасара – очень удобный материал. Может, напишем когда-нибудь совсем тематическую композицию, какой-нибудь свой “Бестиарий”. Почему бы и да? Была же в прошлом альбоме “Бегущая по волнам”. Вообще, можно сказать, что в этом – некая наша фишка. Классические литературные мотивы в современном прочтении, точнее, в игре. Бывает очень занятно проводить параллели в духовных исканиях людей прошлых веков с нашими. Вроде живём в цифровую эру, когда на слуху каждый день оптимизация бизнес-процессов и прочий тайм-менеджмент. А в чувствах, в душах людей – то же, что и сотни, и даже тысячи лет назад. Любовь и смерть, добро и зло. Говорят, всю мировую литературу можно разложить на двадцать сюжетов. Наверное, хорошую металлическую музыку тоже можно. Поэтому наши дороги с классиками и переплетаются».
- В музыке альбома множество отсылок к классике, в частности песня “Сольвейг” отсылает к творчеству Грига. Решили переосмыслить классическое наследие?
«Просто очень нравится, как звучат произведения Грига в метал-обработке. Суровые норвежцы, они и в XIX веке создавали шикарный материал для электрогитар, хоть и не подозревали, что их когда-то изобретут. Ну, а вставлять просто кусок в альбом как-то не комильфо. Думаю, читатели согласятся. Поэтому мы почитали драму «Пер Гюнт», нашли звучный и в наши дни мотив, а написать подходящий текст - уже дело техники. «Рушить себя волей своей – это смешно», - такой многослойный вывод в нашей “Сольвейг”'. Не правда ли, у каждого в жизни случаются моменты, когда неплохо бы было эту фразу себе сказать и остановиться? Или наоборот – сдвинуться с места. Каждый ведь себя строит и разрушает по-своему. И если из года в год человек упорно загоняет себя в угол, сам того не осознавая? Со стороны – и правда бывает смешно. Вот об этом и песня. «Не отвергай пройденный путь» - так поется в нашей песне. Я бы ещё добавил: «Но имей смелость с него свернуть, чтобы не быть смешным»”.
- Чтобы не возникло никаких сомнений и снять вопросы у поклонников: какой же стихии посвящена 'Колыбель Времён'? Или же вы все-таки решили отойти от концепции «стихийных» релизов?
“«Стихийная» концепция – это фишка наших первых альбомов. Но, наверное, продолжать её на третьем было бы слишком скучно. Вроде как рамки какие-то — пять стихий, пять альбомов, конец. Я думаю, жизнь группы будет больше и дольше. В новом альбоме ожидаемо присутствует наша любимая огненная тема и много воздуха. Хотя и тему Земли мы вложили, и это не только мотивы “В пещере горного Короля”, но и Земля как наши истоки, дань предкам, мощь народного единства. 'Колыбель Времён', скорее, не про горизонталь равных стихий, а про вертикаль – между прошлым и будущим, проблемами духовного и материального. Именно поэтому сложно описать одним словом тематику альбома. Там в каждой песне своя вертикаль. Хотя я бы отнёс его скорее к Воздуху».
- Откуда в лирике столько чисто женских мотивов и аллюзий на сугубо женское бытие? Временами даже становится несколько слащаво от такого.
«Самому противно, ха-ха! Как это ни прискорбно, но тут работает холодный расчёт и конкретный соцзаказ: девочкам нравится! И будь мы хоть трижды бородатые мужики, разочаровывать женскую половину не хотим. Наш самый известный хит – это: «Пууусть догорит в тебе любоовь», она же композиция “Феникс” с одноимённого альбома. В Интернете можно найти сотню вариантов этой песни в фанатском исполнении. На втором и третьем местах в рейтинге – тоже балладки про любовь. Так что имидж обязывает к сопливым ноткам в каждом альбоме. 'Колыбель Времён' - это первый альбом, где всего один страдальческий медляк. Так что мы уменьшаем постепенно уровень слащавости. Ключевое слово здесь «постепенно». Наверное, мы уже так пропитались этим женским «чувствованием», что вряд ли кардинально перейдём на суровые мужицкие темы. Да и вокал у нас женский, как ни крути. А это мы точно менять не будем!».
- Чем можно объяснить откровенно родноверческие мотивы в “Духе свободы”? Это неиспользованный материал из багажа Аркаима или же своеобразный символизм?
«Как я уже говорил в начале, “Дух свободы” у нас родился как ответ на происходящее в мире. А к Аркаиму этот трек не имеет никакого отношения, так как он был сделан гораздо позже, и должен был войти в альбом 'Пепел и снег', правда в другом текстовом ключе. Но по ряду соображений туда не попал, как выяснилось к лучшему… А вот старушка “Воительница” зазвучала и заиграла новыми красками, правда над треком пришлось много поработать в плане переаранжировки и адаптации его под вокал Элис. Ведь этой песне лет пятнадцать! И написана она под мужской вокал. Кстати, автор музыки - мой давний друг Евгений Смагин, в то время вокалист группы Аркаим. Это был настоящий хит местных рок-концертов в Тамбове и Мичуринске. Я рад, что наследие Аркаима в этом плане оказалось непобедимо. «Жизнь – это час, облачённый в песок» - тоже ниточка в общую временную канву альбома. Слышал мнение, что две песни - “Дух свободы” и “Воительница” - сделали лицо альбома. Мы, конечно, те ещё патриоты и славянофилы, но в песнях это до сих пор не звучало; не планировали ударяться в «родоплеменные войны» и в третьем альбоме, но вот так сложились звёзды. Кроме того, две вышеупомянутые песни - самые хэви-металические в альбоме, во всех остальных жанровую принадлежность определить однозначно не получится. Экспериментируем дальше - кто знает, куда Стихии занесут!».
- Кстати, про Мичуринск. Поддерживаете ли вы отношения с прекрасным симфо-блэк-коллективом Devil-May-Care, который, похоже, решил взять творческую паузу?
«С теми, кто остался в городе, безусловно, пересекаемся периодически. Илья Дурнев (Elf) сейчас переехал в Москву, работает где-то в студии звукорежиссёром. И у него это очень даже неплохо получается, причём владелец студии тоже наш, мичуринский… Diesel - Миша который - где-то в Тамбове работает (по слухам), Спауна часто вижу: вкалывает вроде торговым представителем, машины меняет как перчатки… С музыкой вроде не подвязал, немного переквалифицировался в барабанщика местной дэт-группы, правда ненадолго. Где сейчас Саша Рыбаков, точно не знаю. Поговаривают, что где-то в охране, но не как «Александрр Рррадионович Боррродач», а где-то в управлении РЖД. А так у нас в городе есть ещё пара десятков прекрасных коллективов. «Город рокеров и садоводов» - так часто называют Мичуринск. Несколько коллективов с нами активно сотрудничают, большинство качественных треков, записанных в Мичуринске, делались у нас на студии. Собственно, там же, где и наши собственные альбомы. Так что, мы тут все повязаны, если можно так сказать».
- За время существования коллектива в современной музыке наметилось множество изменений. Не избежали эти изменения и хэви-метал. Сейчас в хэви стало слишком много пафоса и даже если коллектив запишет альбом на основе творчества Эдуарда Успенского, то приключения всех любимых героев будут весьма мелодраматичны. Как вы относитесь к мысли, что у всего русского хэви очень похожие тексты и даже при исключительном качестве музыкального материала в лирике (даже очень сильной, как у вас) почти не бывает ничего нового?
«Ну да. Спорить не буду. Для обывателей не из нашей тусовки все группы на одно лицо. Вот если бы вы захотели провести опрос всех жителей страны, чтобы оценить, насколько народ разбирается в тяжёлой музыке, вам бы назвали пару песен «Арии» и хиты каких-нибудь раскрученных рокапопсов. А остальное – бездонный океан одинаковых команд. Кстати, если оценивать глобально, то хэви – одно из направлений, где группы хоть как-то отличаются по звучанию и по лирике. Вокал, опять же, у всех разный – мужской, женский, более оперный или более эстрадный. Если человек-не знаток послушает несколько часов альтернативы, то тоже отметит, что везде одно и то же. Я уж не говорю про десятки разных направлений, которые объединяет брутальный вокал. Это для большинства людей – одна сплошная тьма во всех смыслах этого слова. А что касается пафосной похожести (или похожей пафосности) в текстах у хэви-металистов – так тут, извините, музыка обязывает. На неё ложатся тексты или про войну, или про сильные чувства, ну ещё всякий философский окрас размышлений. И вы правы, Чебурашка под хэви зазвучит брутально и отважно. Кстати, наверное, весь хэви-метал можно разделить на тех, кто поёт только про философское и фэнтезийное (мы, например), и тех, у кого есть ещё и современная урбанистическая тема. Это разделение не так давно появилось. В творчестве V Стихий вы никогда не услышите слов «мотоцикл, лампочка, интернет» и т.п. в этом роде. Мы в этом плане староверы, поём только о вечном. Там хоть и ничего нового, но ведь темы неисчерпаемые… За это и любят хэви».
- Какие отечественные хэви-группы с женским вокалом вы считаете перспективными, и не планируется ли коллаборации с группами иного стиля, но схожих по вокалу?
«Нам не интересна коллаборация и движуха подобного рода. На свой материал времени для работы не хватает. Но если что-то интересное появится на горизонте, то почему бы и нет. Что же касается хэви-метал-леди, тут отвечу так. Перспективной я считаю любую команду, в которую будут вкладываться долго и качественно. У нас 80% команд остаются навеки в статусе «перспективных» потому что играют пару лет - и разваливаются. А чтобы стать популярными, нужно пахать минимум лет десять; чтобы собрать «Олимпийский» - лет двадцать пять, и то не факт. При этом выпускать альбомы не как V Стихий раз в несколько лет, а каждый год - два, да так чтобы они были стоящими, а не «проходняком». Ну и, конечно, финансовая составляющая... Так что всем перспективным желаю терпения и готовности работать много лет над репертуаром, прежде чем получить желаемое. А у кого из нынешних вокалисток есть «железные яйца», чтобы воплотить эту мечту в жизнь – время покажет».
- Колыбель времён поведала свои тайны. Что будет дальше?
«Да, собственно, это никакая и не тайна. В ближайший год у нас в планах наконец-то снять клип, взяв трек из будущего альбома, перезаписать некоторые треки с прошлых пластинок в новом звучании и, конечно же, продолжать работу над новым материалом, благо его предостаточно. И именно поэтому обещаем всем, кто не равнодушен к группе и её творчеству, что на этот раз ожидание следующей пластинки не будет таким долгим».
…Я думаю о забытых движениях, о многочисленных жестах и словах наших дедов, постепенно утрачиваемых, которые мы не наследуем, и они, один за другим, опадают с дерева времени. Сегодня вечером я нашёл на столе свечу, играючи зажёг её и вышел в коридор. Движением воздуха её чуть было не задуло, и я увидел, как моя левая рука сама поднялась и ладонь согнулась, живой ширмочкой прикрывая пламя от ветра. Огонёк снова осторожно выпрямился, а я подумал, что этот жест когда то был у всех нас (я так и подумал «у нас», я правильно подумал или правильно почувствовал), он был нашим жестом тысячи лет, на протяжении всей Эпохи Огня... И только в снах, только в поэзии и игре случается такое: зажжёшь свечу, пройдёшь с ней по коридору – и вдруг заглянешь в то, чем мы были раньше, до того как стали тем, чем, неизвестно ещё, стали ли…
Хулио Кортасар «Игра в классики».
Также читайте: