avto
Баннер
VAHAN ARTSRUNI "25 вопросов для Ваана Арцруни"
2024-04-19
Читателей онлайн - 84

Есть альбомы, которые оставляют след не только в памяти, но и в душе слушателя. Когда слова превращаются в краски, которыми можно разукрасить образы, создаваемые при помощи музыки. К подобным творениям, вне всякого сомнения, можно отнести и монументальное музыкальное полотно ‘Komitas. Ten Revelations’, принадлежащее перу современного армянского музыканта и композитора Ваана Арцруни. Великолепные мелодии, проникновенный женский и мужской вокалы, классические инструменты, акустическая гитара, стихи великого армянского композитора Комитаса, детский хор – вот лишь немногое из того, что представляет слушателю ‘Komitas. Ten Revelations’. Совсем не удивительно, что на родине этот альбом получил Национальную премию за лучший альбом 2003 года. Также логично и появление этого интервью с Вааном Арцруни, в котором русский слушатель получает великолепную возможность прикоснуться к творчеству этого неординарного музыканта.

Сделать это непросто – творчество Арцруни многогранно. Мы же обратим внимание на те грани, которые в наибольшей мере подходят тематике нашего журнала, а именно: прогрессив-фолковой группе ARTSRUNI и упоминавшемуся ранее альбому ‘Komitas. Ten Revelations’.
Но, как и всегда, всё начинается со знакомства.

– Мы долго думали, с чего начать интервью, и ничего лучше вопроса о том, что оказало на Вас наибольшее влияние в детстве и юности, не придумали. Так с чего же началось Ваше увлечение музыкой (насколько я понимаю, у Вас так же есть и вполне “не музыкальная” профессия – Вы окончили медицинский институт), и благодаря кому (или чему) Вам удалось добиться таких впечатляющих результатов?

“Как и у многих музыкантов моего поколения, увлечение музыкой началось с гитары и с Битлз. Нот и табулатур, естественно, было не достать – поэтому всё приходилось “снимать” на слух. По существу это и было моей школой – начального музыкального образования я не имею. А высшее консерваторское образование я получил по окончании медицинского.

Можно сказать, что параллельно с интересом к року я воспитал в себе интерес к армянской этнической и духовной музыке. Пел 6 лет в мужском хоре “Нарек” и даже работал год в Государственной капелле Армении. Но поворотным в своей судьбе музыканта считаю знакомство, а в дальнейшем и дружбу, с легендарным армянским певцом и композитором Артуром Месчяном, основателем группы “Апостолы”.”

– Вы принимали участие во многих проектах, связанных с музыкой – не только в качестве музыканта, но и в качестве организатора рок-фестивалей. Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых проектах прошлого, а также о том, что занимает Ваше внимание и время сегодня.

“Когда ты вынужден заниматься организацией концертов в системе, исключающей саму эту возможность, а часто противостоящей и мешающей этому, приобретаешь поневоле определённый навык. Видимо, в силу этого мне и удалось “протащить” проект рок-фестиваля “Гаудеамус” через одну из международных организаций, действовавшей в Армении в середине 90-ых. Это было послевоенное время в моей стране, заблокированной с четырёх сторон, в условиях отсутствия электричества и утраты какого бы то ни было общественного интереса к культурным событиям. Это и натолкнуло меня на мысль ориентировать фестиваль на наиболее активную часть молодёжи – студенчество, и все четыре фестиваля с 1994 по 1996 гг. в основном проходили в залах и аудиториях практически всех ВУЗ-ов Еревана. Если бы меня не призвали тогда на службу в Национальную армию, думаю, мы бы вышли на хороший международный уровень – на последний из этих фестивалей нам удалось пригласить “Крематорий” Армена Григоряна.

На сегодняшний день организационная деятельность не очень меня привлекает в силу занятости собственными проектами”.

– Как бы Вы сами охарактеризовали музыку, которую исполняете сольно, в сопровождении оркестра или хора, в составе группы ARTSRUNI, чтобы наши читатели, никогда не прикасавшиеся к Вашему творчеству, смогли получить о ней представление?

“Вообще мне самому сложно квалифицировать собственную музыку. Просто могу сказать, что я работаю на протяжении последних 20 лет в направлении авторской песни, камерной инструментальной и хоровой музыки, прогрессивной музыки и симфо-рока. Хотя лет 10 назад я “согрешил” и в области электронной музыки, создав альбом ‘Этнофоника или Арийский Круг’ – теперь это называют “world music”. Словом, сам стараюсь не вгонять себя в какой-либо из “измов”, это дело критиков”.

– Кем Вы себя больше ощущаете: рок музыкантом или бардом?

“Если быть до конца откровенным, сейчас я ощущаю себя очень капризным, очень знаменитым современным армянским композитором! :)

А если серьёзно, то просто музыкантом, исполняющим свою музыку”.

– Как Вы относитесь к религии, влияют ли как-нибудь религиозные взгляды на Ваше творчество?

“Я религиозный человек, но, думаю, не очень последовательный христианин всуе. Слишком много страстей вокруг”.

– Нет ли у Вас такого ощущения, что на каком-то этапе творческой деятельности Ваш талант полностью раскрылся, или же Вы до сих пор пребываете “в поиске”?

“Самое страшное – иметь время оглядываться назад и выражать суждения о себе, разделять творчество на этапы, вехи и прочую белиберду. Слава Богу, мне всегда есть чем себя занять в музыке. Можете назвать это поиском, а можно просто сказать, что я постоянно в работе”.

– Некоторые из Ваших альбомов, включая DVD, были выпущены Naregatsi Art Institute. Что это за организация, с какой целью она была создана?

“Naregatsi Art Institute – общественная организация, созданная при моём непосредственном участии в 2000 году. До последнего времени мы занимались организацией концертов и выставок в Армении и США, издательской деятельностью и выпуском аудио- и видеопродукции. Теперь в Ереване (а скоро и в Шуши (Нагорный Карабах)) открыты культурные центры Naregatsi Art Institute, включающие в себя концертные и выставочные залы, студии звукозаписи, собственные издательские комплексы и мидийные системы. Мои два проекта ‘Komitas. Ten Revelations’ (CD и DVD) были поддержаны институтом и удостоились уже трёх Национальных Музыкальных Премий 2003 и 2004 гг. в Армении и США”.

– Много ли Вы путешествуете, какие страны Вам нравится посещать больше остальных? Что больше всего привлекает Ваше внимание, когда Вы находитесь в чужой стране? Расскажите о Вашем самом необычном опыте концертных выступлений за границей.

“В основном мне приходилось гастролировать в разных городах США, России, Ливана и Франции. Больше всего и в первую очередь меня привлекают музеи.

Самый необычный опыт связан опять же с Артуром Месчяном, по приглашению которого я участвовал в концерте в Kodak Theatre, в Голливуде. А самым поразительным было впечатление от чёткой организации труда в этом зале. Там я понял, что есть места, в которых вся команда играет только “в твои ворота”.”

– Материал для ‘Komitas. Ten Revelations’ Вы начали писать в 17 лет, в то время как сам альбом увидел свет только 20 лет спустя. Расскажите, пожалуйста, какой период времени оказался самым плодотворным в плане написания нового материала, или же все песни, как хорошее вино, выдерживались в течение этих двадцати лет, и только 2 года назад Вам удалось реализовать их на ‘Komitas. Ten Revelations’?

“Действительно, только лишь три года назад удалось собрать необходимый состав исполнителей и создать возможности для качественной записи музыки. Самым же плодотворным и результативным я считаю период записи, мастеринга и оформления альбома... Это было самым счастливым моим временем”.

– Как происходила запись альбома ‘Komitas. Ten Revelations’? В какой студии Вы его записывали, сколько времени на это ушло, какие музыканты приняли участие в работе по его созданию?

“Поначалу я стал писать квартет в студии Союза Композиторов Армении. Потом понял, что эта “студийная работа” больше раздражает и нервирует в силу постоянного присутствия там каких-то людей. Словом, я создал домашнюю студию, и весь остальной материал (включая хор) был дописан и смикширован в моей гостиной. На это ушло два года.

В проекте участвуют такие музыканты как: Анна Маилян – сопрано, теперь уже руководитель всемирно известного фольклорного ансамбля “Мастера”, Наира Абрамян – сопрано, ныне солистка Парижской оперы, Геворг Дабагян – дудук, солист и основатель известнейшего ансамбля “Шогакн”, Меружан Тер-Минасян – валторна, солист Национального Филармонического оркестра, детский хор “Шогакат” Св. Эчмиадзина – руководитель Карине Езекян. Оркестровку осуществил теперь уже профессор университета Галле – Давид Драмбян. В графическом оформлении альбома неоценимую роль сыграл знаменитый канадский скульптор и художник Арто Чакмакчян. Не буду продолжать весь этот список, легче приобрести альбом и вычитать всю информацию оттуда”.

– Не могли бы Вы рассказать нашим читателям о Комитасе, стихи которого были использованы в качестве лирики песен, и почему альбом получил название “10 откровений”?

“Для меня самого было большим откровением узнать Комитаса – великого армянского композитора, этнографа, дирижера, теоретика и собирателя народной и духовной музыки, как поэта. В национальном самосознании армян творчество и деятельность Комитаса сыграли и играют одну из ключевых ролей. Вся академическая музыка конца 19-го и всего 20-го века базируется на принципах, открытых Комитасом в области национального музыкознания.

Может быть, именно в силу этого его лирика осталась в тени его же музыки. Последнее издание сборника его стихов датируется 1969 годом, именно оттуда я и взял десять стихотворений, на которые написал музыку и объединил в цикл “Откровений”. Кстати, при поддержке Дмитрия Левоняна (с кем мы издали DVD в нынешнем году) мы издаем новый сборник стихов Комитаса “Осколок” и посвящаем его 135-летию со дня рождения великого композитора”.

– О чём поэзия Комитаса?

“В тематическом плане она о природе вещей, о человеческих чувствах и привязанностях, о душе. По форме же она очень близка танкам, такая же импрессионистичная, прозрачная и лиричная. Кстати, все наши попытки осуществить адекватный перевод на какой бы то ни было язык совершенно неудовлетворительны, на мой взгляд, не в состоянии передать того тонкого, неуловимого драматизма и жизненности, свойственной всему творчеству Комитаса”.

– Чем в наибольшей степени проникнута армянская народная культура? Насколько сильно армянское культурное наследие повлияло на формирование Ваших музыкальных пристрастий и мировоззрения в настоящее время?

“В силу исторического пути вообще вся армянская культура пропитана глубоким трагизмом и созерцательностью. Я имею в виду действительно народную и духовную музыку, не имеющую ничего общего с общедоступным суррогатным месивом, которым представлена современная субкультура.

Не могу сказать, что народная музыка сыграла очень уж большую роль в формировании моих личных пристрастий. В этом смысле я всё же базируюсь на ценностях, относящихся больше к армянской духовной музыкальной ладовой традиции”.

– Каждая композиция альбома ‘Komitas. Ten Revelations’ начинается и заканчивается звуками дождя, грозы, щебетанием птиц. Заключена ли в них какая-нибудь концепция?

“Да, дождь играет определённую символическую роль в альбоме, являясь проводником идеи очищения. Именно в силу этого в самом конце альбома в звуке дождя слышен голос самого Комитаса”.

– Расскажите, пожалуйста, о DVD ‘Komitas. Ten Revelations’. Какой концерт стал основой этого DVD, и чем Вы можете объяснить практически полное отсутствие на нём бонусов?

“В прошлом году, в ночь с 26-го на 27-е сентября, Национальное Телевидение Армении вышло на сателитное вещание (72 страны). Это событие было решено отметить символическим концертом в прямом эфире с живым звуком. В силу удивительного стечения обстоятельств этот день совпал с днём рождения Комитаса.

Я получил приглашение от руководства ТВ, и концерт состоялся. Так как на это были брошены абсолютно все силы и средства телевидения, моё собственное оборудование, все студийные возможности N.A.I., результат получился достаточно качественным для последующего издания DVD альбома.

В силу самодостаточности концерта я и решил ограничиться только лишь трёхминутным прологом, и больше никакой добавочной информации. Мне хочется надеяться, что музыка должна говорить сама за себя”.

– В рецензии на DVD ‘Komitas. Ten Revelations’ в нашем журнале при описании Вашей музыки были проведены параллели с творчеством таких групп, как Empyrium или Nest. Говорят ли Вам что-нибудь названия этих коллективов? Следите ли Вы за современной музыкальной рок- фолк- сценой, и новые альбомы каких групп произвели на Вас наибольшее впечатление за последние полгода?

“Должен к своему стыду признать, что особенно в последние годы совершенно не слушаю “чужой” музыки. Музыканты хорошо поймут меня, так как, когда ты в работе, всякая другая информация раздражает и нервирует, не воспринимается в полном объёме. А наибольшее впечатление на меня произвел инструментальный альбом Dream Theater при участии Тонни Левина (по всей видимости, речь идёт о Liquid Tension Experiment – прим. KIDd)”.

– Расскажите, пожалуйста, когда у Вас впервые появилась идея сформировать группу ARTSRUNI, и почему в качестве исполняемой музыки был выбран рок с очевидным влиянием прогрессива и фолка?

“Идея собрать группу всегда витала в воздухе, удалось же создать состав в 2002 году, после ряда симфо-роковых исполнений, осуществлённых с Национальным Филармоническим оркестром Армении. К тому времени у меня скопилось определённое количество инструментальных пьес, которые мы и стали исполнять рок-группой. Так собственно и родился проект ARTSRUNI. Вопроса выбора направления или стиля вообще не было – мы продолжали играть мою музыку, но в рамках данного состава музыкантов. Вообще, слово “прогрессив”, было впервые произнесено западными музыкальными критиками”.

– Первым релизом ARTSRUNI стал концертник ‘The Lost And Found’. Чуть позже свет увидели ещё два альбома, также концертные: ‘Live Cuts’ и ‘That’s All Live’. В результате получается, что студийный альбом ‘Cruzaid’, выпущенный после двух концертных, содержал песни, которые многим были уже хорошо знакомы. Почему была выбрана такая последовательность в представлении материала публике?

“Наш выход на международную арену состоялся благодаря тому, что мы стали рассылать наши концертные CD-R по разным адресам – собственно, так и родились все три демо-альбома. Затем заинтересовавшаяся фирма-производитель предложила нам выпустить один из этих альбомов как концертник, а также записать студийную версию с небольшими изменениями”.

– Альбомы ARTSRUNI выпущены французским лейблом Musea Records. Как Вы вышли на этот лейбл, довольны ли Вы поддержкой и дистрибуцией, которую он обеспечил Вашим релизам?

“Первые рецензии на наши CD-R появились в очень престижных изданиях Великобритании и Скандинавских стран, это, по всей видимости, и привлекло внимание Musea Records с последующим предложением выпустить сразу два альбома в 2002 г. Благодаря этому о нас пишут до сих пор практически во всех прогрессивных изданиях и энциклопедиях от Соединённых Штатов до Казахстана. В этом смысле оба наших проекта играют исключительную рекламную роль... Не более”.

– Музыка ARTSRUNI в большей степени инструментальная. И притом, что практически все отмечают немаловажную роль, которую в восприятии музыки играет вокал, на записях ему предоставлено довольно мало места. С чем это связано?

“Я думаю, что вокальная музыка достаточно хорошо представлена на остальных моих альбомах. Если быть честным до конца, то прогрессив мне вообще больше по душе без вокала”.

– Насколько сложно исполнять такую музыку на концертах?

“Никогда не задавался таким вопросом. Мне кажется, хорошо играть музыку всегда непросто”.

– Планируется ли запись нового студийного альбома ARTSRUNI? На каком лейбле он, скорее всего, выйдет?

“Сейчас в записи третий проект прогрессивной музыки, и ещё один песенный альбом. Насчёт лейбла пока никаких мыслей нет”.

– Стоит ли в будущем ждать DVD релизов от группы ARTSRUNI?

“28 мая 2004 года, на том же Национальном Телевидении состоялся наш концерт, опять же в прямом эфире. Но материал всё ещё в сведении, если он мне понравится, то, думаю, в 2005 мы его издадим в формате DVD”.

– В начале этого года Вы приезжали в Москву с единственным концертом. Какие впечатления у Вас остались от того выступления? Какие у Вас концертные планы на будущее? Фигурирует ли в них Россия?

“Я приехал по приглашению певицы и композитора Елены Фроловой для участия в концерте русской и армянской песенной поэзии. Концерт был прекрасно организован в Театре Поэзии и Музыки под руководством Елены Камбуровой. Был ещё концерт в Нижнем.

Всякое общение с интеллигентным, тонко чувствующим зрительным залом даёт большое эмоциональное удовлетворение, особенно, когда речь идет о русском культурном зрителе.

Концертные планы больше связаны с США и Европой. Как то не странно, достаточно многочисленная армянская община Москвы не обладает тем уровнем заинтересованности во мне как артисте, которым определяется отношение ко мне моих русских друзей”.

– Несколько слов нашим читателям в заключение этого интервью.

“Очень надеюсь, что придёт день, когда не только написанным словом, но и звучащей музыкой, я смогу поделиться с вами”.


При участии Анны Бабичевой.
Тёплые слова благодарности в адрес Елены Арцруни за помощь в организации интервью.

(специальная версия для сайта)
 
ЕЩЁ В ПРОДАЖЕ:
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ:
Уникальное предложение! Скидки до 33%! ПИШИТЕ!