avto
Баннер
DEVIN TOWNSEND "Плата за гениальность"
2024-04-26
Читателей онлайн - 141

"Мы наслаждаемся чудесной музыкой, прекрасными картинами, всем, что есть на свете изящного, но мы не знаем, что творцы расплачивались за это бессонницей, рыданиями, истерическим смехом, нервной лихорадкой, астмой, падучей, смертельной тоской, а это уже хуже всего..." М. Пруст.

Дэвин Гаррет Таншенд, родился 5 мая 1972 года в канадской Британской Колумбии, под Ванкувером. Вокалист и мультиинструменталист, композитор и аранжировщик, продюсер и владелец собственного лейбла. Год уроков игры на гитаре, пятилетка творческих терзаний - и названия его основных проектов - Strapping Young Lad и Devin Townsend Band знакомы всем любителям экстремальной музыки!

Взглянем на фотографии - болезненная худоба, высокий лоб, переходящий в лысину, обрамляющая её грива длинных спутанных волос и безумный взгляд глубоко посаженных глаз. Выражение лица таково, что у вас нет шанса понять, что последовало после щелчка фотоаппарата - припадок дикой ярости или истерический хохот... Его творчество поражает не меньше - музыка на грани здравого смысла и полного абсурда, привлекательная и отталкивающая одновременно. Сплав жестоких индустриальных дисгармоний и завораживающей меланхолии, абсолютно новый звук... Кто же он на самом деле - гений или безумец?

Разговоры о существовании биологических признаков гениальности ведутся давно. Разные исследователи называют разное их количество. Вот чисто внешние, к примеру. Это длинные конечности при худощавом теле, тонкие пальцы - результат эндокринных сдвигов, стимулирующих интеллектуальную и физическую деятельность. Так выглядели Авраам Линькольн, Ганс Христиан Андерсен, Шарль де Голль и... Девин Тауншенд? Или - гигантский лоб вследствие увеличения лобных долей мозга. Вспомните Бетховена, Листа, Вольтера и... Девина Тауншенда? И ещё: Ницше последние годы провел в сумасшедшем доме, там же покончил с собой Врубель. Безумцы? Известная истина - чтобы сойти с ума, надо его иметь - подтверждалась потом не раз.

Самая распространённая болезнь гениев - маниакально депрессивный психоз (МДП). Он протекает в форме депрессивных и маниакальных фаз, а в промежутках человек вполне нормален. Депрессивное состояние определяется подавленным тоскливым настроением, безразличием к близким и всяким удовольствиям. Человек заторможен и малоподвижен; выражение лица скорбное, исчезает аппетит и снижается вес. Если обратить на интервью с Девином разного периода, то в глаза бросается то, что в одних его просто не остановить, в других же он отвечает коротко и односложно. Зачастую превозносимый ранее альбом или человека он вдруг начинает оценивать весьма пессимистично, если не сказать больше. Такое восприятие жизни, анализ ошибок и самоуничижение - характерны для депрессивной фазы болезни.

Но наступает другая фаза - и человека как будто подменяют! Настоящий фонтанчик весёлости, оптимизма и активной деятельности. Теперь худеют уже не от отсутствия аппетита - от перерасхода энергии. Спят мало - 3 - 4 часа. Вот и Девин может не выходить из своей студии неделями, спать там урывками прямо на полу, игнорируя общество своей несчастной жены Трейси. Джейсон Ньюстед из Metallica, узнавший Девина по работе в IR8 говорил: "Он живёт музыкой 23 часа в сутки". Он может переделывать одно и то же десятки раз, с максималистским рвением добиваясь одному ему видимого совершенства. Люди, страдающие МДП в маниакальной фазе, часто разбрасываются, находят весьма странные занятия. Весьма похоже на Девина - чего греха таить! Попробуем-ка перечислить кое-какие его проекты - группа Стива Вэя, Frontline Assembly, вышеупомянутый IR8, The Wildhearts, G//Z/R Гизера Батлера, сольник Джеймса Мерфи. Также вспомним вклад в трибьют-альбомы Judas Priest и Rush. Не забудем о продюсерских работах для Punky Bruster, Zimmers Hole, Just Cause, December, Soilwork, Lamb Of God, Stuck Mojo и The Almighty Punchdrunk. Мало того - Тауншенд основал еще и собственный лейбл - HevyDevy Records, и согласился в своё время вести специальную рубрику во французском издании журнала Rock Hard! Ну, а если вспомнить ещё его первую работу - в сфере общепита - он успел потрудиться в дюжине кабаков Ванкувера! Впрочем, это уже, скорее, следствие того, что его отец поставлял оборудование для этих ресторанов...

А как музыкант он начал с собственных проектов Caustic Thought, Grey Skies и Noisecape в 1992 году, но все разосланные по лейблам демо-записи остались без внимания. Зато Стив Вэй взял его в свою группу вокалистом - и в 19 лет он на вершине музыкального Олимпа: участник записи альбома 'Sex And Religion', герой мировых туров, звезда MTV... Спустя пару лет он, как музыкант, обретает своё лицо и полную самостоятельность. 'Heavy As A Really Heavy Thing' (1995), 'City' (1996), 'No Sleep Till Bedtime - Live In Australia '(1998)... Эти альбомы его проекта Strapping Young Lad отражали жесточайшие периоды депрессии. А в спокойные времена ремиссии появились работы Devin Townsend Band: 'Ocean Machine-Biomech'(1997), 'Infinity' (1999), 'The Physicist' (2000) и 'Terria' (2001). 2003 год изменил многое практически выходом последних работ обоих проектов сразу.

"Это время было очень странным для меня, закончилась запись одновременно двух альбомов. Я постарался сделать их непохожими друг на друга, насколько это возможно. Для Strapping Young Lad мы сочиняли музыку как группа, это совершенно изменило звук. Другая часть спектра - Devin Townsend Band, нечто противоположное. Проект, ставшийм следствием совсем иных обстоятельств".

Итак, после шестилетнего перерыва Strapping Young Lad появляются с четвертым альбомом, записанным в довольно известной студии Armoury Studios (KISS, Aerosmith, Motley Crue) в Ванкувере. В этот раз подход к делу был совершенно иными. "Strapping это теперь настоящая группа. Я всё ещё автор львиной доли материала, но аранжировали мы его вместе. Хорошо тешить своё самолюбие, ставя своё имя в качестве композитора, продюсера и звукоинженера, но в этот раз все мы внесли вклад... и написали просто: 'Written and produced by Strapping Young Lad'. Мы сочиняли вместе, мы выступали вместе, и у нас появилось чувство группы. А я смог, наконец, расслабиться потому что мне не надо брать всю ответственность на себя за всё, что происходит". А ответственность с ним разделили барабанщик Джин Хоглан (Dark Angel, Death, Testament) и два музыканта из самой крутой местной группы Zimmers Hole - гитарист Джед Саймон и басист Байрон Страуд. Работают они вместе вообще-то уже лет пять.

Говоря об истоках проекта надо вспомнить давние времена. Strapping Young Lad - порождение отчаяния! Во время турне с группой Стива Вэя Девина больно задели высказывания многих фэнов, которые обвиняли "молодого выскочку" в том, что он "разрушает шоу Стива". Его экспрессивная и неординарная манера пения явно перетягивала внимание публики. Очень часто его обзывали засранцем и предлагали покинуть сцену. Да и сам Вэй, хотя и был самого высочайшего мнения о талантах парня, не стал настаивать на продолжении сотрудничества - всё, старый лис, понимал! Девин снова занялся своими проектами и демо-записями - но, вопреки ожиданиям, лейблы снова не проявляли ожидаемого интереса к трудам "бывшего вокалиста группы Стива Вэя". С детства избалованный повышенным вниманием в семье, Девин обозлился на жестокий мир и назло всем устроился мыть тарелки в ресторанчик напротив дома, пребывая в депрессии. Послав в 1994 году своё очередное демо на Century Media, он не ожидал, что записанный как нота протеста дебютный диск 'Heavy As A Really Heavy Thing', разойдётся в количестве 8000 экземпляров за одну неделю продаж!

Тогда крик отчаяния был услышан. Но теперь - время иных чувств. "Strapping Young Lad это как механизм защиты, теперь он звучит так, словно кого-то перепугали до усрачки, а прежние записи сделаны так, словно кто-то разъярённый орёт во всю мощь. Времена изменились... Я теперь скорее испуган происходящим в мире, и музыка отражает это". Диск, озаглавленный просто 'SYL' (2003) - сорок минут бессильной ярости и горечи, воплощенный в постиндустриальный звук и отчаянные тексты. И, по слухам, это последний диск проекта. Сам Девин эти слухи не подтверждает и не опровергает: мол, иногда приходится делать выбор, связав свою жизнь с одним человеком в браке, так и в музыке - наступает момент, когда нельзя рвать себя на части.

У него нет пока полной уверенности в том, что следует сосредоточиться на Devin Townsend Band. Ведь этот проект отражает совсем другие вещи и периоды его жизни. Надо сказать, что работать над пятым сольным альбомом 'Accelerated Evolution' (2003) ему помогали музыканты местных групп, в частности Ten Ways From Sunday и Evenlight. Что, нисколько не лишило диск индивидуальности. "Как Strapping Young Lad стали уважаемой, классической металлической группой, так Devin Townsend Band окончательно стал проектом глубоко личным. Отношения с моей женой, отношения с моей семьёй, мои чувства во время поездок, впечатления от встреч с людьми, все эмоции, всё окружающее... это я, рассказывающий про себя. Здесь я по-прежнему работаю в ключе ранних сольных альбомов... Новый диск - очередной логический шаг в том же направлении. Однако, с некоторыми тщательно продуманными изменениями. Я избежал убийственно сложных технических приёмов при записи, миллиона всяких наложений, в том числе вокальных. Новые композиции работают и так. Моей целью был максимально минималистский звук".

Как видите, сегодня многое изменилось в творческих подходах Девина Таунсенда, в его реакции на мир. Течение болезни как бы смягчилось - можно говорить о так называемом гипоманиакальном состоянии. Известно, что в подобном состоянии гениальные люди способны создать настоящие шедевры, что не под силу "психически здоровому" человеку. Есть исторические факты, свидетельствующие о чередовании депрессий и гипоманиакальных состояний, у Шопенгауэра, Фрейда, Ван Гога, Гете, Хемингуэя, Пушкина, Гоголя, Льва Толстого и десятков других знаменитостей. Гениальность и депрессия - почти всегда две стороны одной медали.

Есть достоверные сведения (собственные слова и свидетельства коллег) о том, что Девин - постоянный клиент психиатров, он довольно часто госпитализировался и получал специальные медикаменты. Если бы не это, то его, возможно, уже постигла бы участь писательницы Вирджинии Вульф или музыканта Курта Кобейна - он бы просто наложил на себя руки. Таков закон природы. Бэртон Си Белл из Fear Factory сказал о Девине: "Он гений, и добавить тут нечего". А по статистике каждый пятый гений расплачивается за свой талант жизнью.


(специальная версия для сайта)
 
ЕЩЁ В ПРОДАЖЕ:
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ:
Уникальное предложение! Скидки до 33%! ПИШИТЕ!