avto
Баннер
FORGIVE-ME-NOT "У самого края" (Виктор Куковеров, мемориал)
2024-04-26
Читателей онлайн - 298

Виктор Куковеров

Вечером 28 марта 2008 года в московской больнице скончался Виктор Куковеров, бывший бас-гитарист и вокалист тульской группы FORGIVE-ME-NOT, игравший в команде с момента основания коллектива в 1996 году и до самого ее распада в 2007 году. По словам очевидцев, Виктора ударило в висок зеркалом головного вагона поезда метрополитена. Травма оказалась смертельной. Несколько дней пролежав в коме, Виктор умер.

И вместе с ним умерла последняя надежда поклонников на возрождение и воссоединение Forgive-Me-Not. Несмотря на то, что драммер группы Андрей Суханов уже делал официальное заявление о распаде коллектива и сжег все мосты, однозначно сообщив, что продолжения работы как в новом составе, так и под старым именем не будет, у поклонников еще были какие-то надежды на то, что «определенные обстоятельства», из-за которых распался именитый коллектив, все же разрешатся. Но теперь эти надежды рухнули окончательно – без Виктора музыку Forgive-Me-Not представить невозможно.

Не прощенные

Каким был творческий путь Виктора Куковерова? Вряд ли можно сказать, что простым. Хотя, в итоге, группа и обрела определенную известность, тем не менее, черных дней в ее биографии было достаточно. Forgive-Me-Not начинали в 1996 году, и в первом составе играли Виктор Куковеров - вокал/бас, Михаил Карасев – гитара и Андрей Суханов - ударные. В 98м к группе присоединились Михаил Гуз (гитара) и Елена Горбунова (клавишные).

Для тех, кто хорошо помнит ту эпоху, не секрет, что время для творчества было не самое благоприятное – еще никто не очухался после развала Союза и величайшей авантюры с приватизацией, цены с упорством опытного скалолаза ползли вверх. А группа так же упрямо записывала альбом ‘Tearfall’, который в начале 1998 года вышел на кассетах под эгидой Magik Art Entertainment. Альбом хоть и был выпущен ограниченным тиражом на аудиокассетах, отличался оригинальностью и качеством исполнения. И для середины девяностых англоязычный дум был очень близким и, пожалуй, очень актуальным – многие тогда переживали период безнадеги и впадали в декадентские настроения. Возможно, именно такой неожиданный для российских рокеров выбор формата – мелодичность и грусть – стал путеводной звездой в период всеобщей депрессии. Людям не хотелось ни праздников, ни боевых маршей под гитарный визг. Хотелось просто сесть и пожалеть себя. На той волне прокатился ‘October Rust’ от Type O Negative и пессимистичная Агата Кристи, и в той же лодке устремились в сторону берегов славы Forgive-Me-Not.

Работоспособность Forgive-me-not в то время была просто потрясающей: летом 1998 года группа заключила контракт с российским лейблом Metal Agen Records, и новый альбом ‘Spaceapple’ был записан в кратчайшие сроки – за август-сентябрь того же года. Но… Черный вторник слишком больно ударил по всей стране. Последствия этого атомного взрыва национальной экономики оглушительно прокатились по российскому шоу-бизнесу, не оставив без внимания и перспективную тульскую команду. За шесть последующих лет коллектив записал еще несколько достаточно качественных альбомов, правда, не принесших безумных прибылей и грандиозного успеха. Forgive-me-not упорно держалась на уровне хорошей команды, дающей концерты, участвующей в фестах и не теряющей «своей» публики. Но не больше.

Возможно, это был всего лишь долгосрочный период своеобразной «аккумуляции», накопления творческих сил, с которыми группа в 2003-м году появилась в московской студии «Дай Рекордс», чтобы записать долгожданный альбом ‘Heavenside’. На студийную работу ушло порядка полугода, и в мае 2004 года диск был выпущен в свет.

Что бы там ни шептали злопыхатели относительно второго прорыва группы, как бы ни пророчили неумолимое угасание проекта Forgive-me-not, ‘Heavenside’ стал поистине шедевральным творением, и по признанию многих, вершиной творчества туляков. По словам Евгения Аксенова, это был гениальный тандем мелодики Михаила Гуза и вокала Виктора Куковерова плюс отточенное годами мастерство игры каждого из музыкантов группы. Практически половина песен из альбома приобрела статус хитов – композиции "Missing You", "Lonesome Kingdome", "Fragile", "Sleeping Promises" и "Mourning Outside" обрели ошеломляющий успех.

Но сразу после релиза участники Forgive-Me-Not фактически разбегаются в разные стороны, и группа, объявив о творческом отпуске, собирается вместе только на концертах.

А к концу года происходит первая серьезная потеря – команду покидает один из ее основателей – гитарист Михаил Карасев. После этого происходит еще ряд изменений состава, но Виктор продолжает держаться наплаву, стойко перенося все перипетии и сложности отношений в группе.

В 2005-м году Forgive-Me-Not решается на очень серьезный и необычный для России проект – альбом в двух версиях – англоязычной и русской. Практически полгода уходит на то, чтобы придумать мощный и небанальный материал. И только к концу лета группа отваживается снова переступить порог знакомой студии «Дай Рекордз».

А уже весной 2006 года Forgive-Me-Not подписывает контракт с лейблом Irond, где и была выпущена русскоязычная версия альбома ‘Suicide Сервис’. Этот диск, по мнению критиков, несколько уступает легендарному ‘Heavenside’, однако отказать ему в профессионализме и мелодичности нельзя. Англоязычная версия альбома появилась в апреле 2007-го, группа дала несколько концертов-презентаций в его поддержку, и… вскоре объявила о своем распаде.

Никто толком не знает странных причин, по которым успешная, казалось бы, группа прекратила свое существование. И почти никто не был в курсе, собирался ли Виктор после развала команды продолжить свою творческую карьеру. О готовящемся проекте, которому, теперь уже не суждено сбыться, и о том, каким был Виктор Куковеров как человек и как музыкант, журналу DarkCity рассказал куратор группы из MetalAgen Records Евгений Аксенов.

“Виктор был совсем молодым, ему в феврале только исполнился 31 год. Конечно, это странная и очень жестокая случайность, и обидно, что уже много лет никто ничего не может сделать с этой проблемой. Зеркала на головных вагонах – это многолетняя проблема московского метро, и такие несчастные случаи происходят в подземке постоянно. Виктор, увы, был не первым, и, к сожалению, не последним, кто пострадал от этой беды. По чьей вине – никто не знает. Может быть, он был виноват сам, может и нет. Сейчас это дело расследуют… Но какая, в целом, разница, если Виктора уже не вернуть.

Сейчас почему-то вспоминается, что, когда я был на его похоронах, то думал о том, как мы однажды поехали в Питер зимой, чтобы выступать с Moonspell. Тогда был жуткий гололед, навстречу нам неслись трейлеры, легковушки… Управлять машиной было почти невозможно, мы скользили по дороге, как по катку, останавливались буквально в нескольких сантиметрах от машин, и несколько мы чуть не попали под колеса грузовика… И я стоял в церкви, слушал, как отпевают Виктора, и думал – в таком жутком котле выжили, и так вот все банально получилось – в метро, в которое заходим каждый день…

Вообще, я был очень сильно удивлен тому, как все это получилось – Виктор был не из тех, кто может беспечно стоять у края платформы и не замечать ничего вокруг.

Я помню, когда он первый раз пришел в Forgive-Me-Not, никто даже не мог поверить, что этот человек когда-то уже где-то играл. Все, по-моему, просто слегка обалдели, когда его увидели – в сознании металлиста этот парадокс не укладывается - как может соотноситься внешность ботаника с рок-музыкой? А Виктор как раз был похож на такого среднестатистического клерка из банковской конторы. Впрочем, именно в банке он и работал. Вик был очень интеллигентным и спокойным человеком, душой компании. Никогда не повышал голоса, не качал права и не заявлял мне о своей гениальности.

В группе он был самым отзывчивым и самым близким мне человеком, и, наверное, самым правильным. Фактически, он решал все административные вопросы, которые задать тому же Андрею Суханову или другим ребятам было невозможно - насквозь творческие личности! А так как я и сам – бывший артист, то можно только представить, во что бы это все выливалось, если бы не было Виктора. Мы могли спорить с Андреем (Сухановым) по три дня, а с Витей все вопросы решались за три минуты. Он очень хорошо уравновешивал своей рассудительностью излишнюю эмоциональность Андрея, и, наверное, именно это равновесие и позволяло нам успешно работать. Витя был очень аккуратным, скрупулезным в мелочах и мог разрешить любую проблему. Без него группа просто бы не выдержала тех испытаний, которые ей доставались.

Я очень ценил этих музыкантов, и за двадцать с лишним лет, что я работаю в шоу-бизнесе, мне хватит пальцев на руке, чтобы перечислить группы, которые добивались такого успеха у публики. Forgive-Me-Not – это одна из немногих групп, у которых действительно была перспектива сделать нечто потрясающее. И мне очень жаль, что после 2004 года они так и не смогли пройти испытание славой и побить собственный рекорд, поставленный альбомом 'Heavenside'. Официально группа распалась в 2007-м, но кризис начался уже в 2005-м, когда стало ясно, что сделать нечто большее, чем 'Heavenside' они не могут. Хотя, я бы не сказал, что проблема была в музыкантах. Проблема была, скорее, в самой группе, в каких-то внутренних отношениях.

У Виктора были грандиозные творческие планы на дальнейшую работу – затевался проект, который мы долгое время держали в секрете, но теперь, возможно, уже нет смысла его таить, поэтому я расскажу немного о том, что мы потеряли. Виктор собирался объединить свои усилия с бывшим участником Forgive-Me-Not Михаилом Карасевым и Ольгой Романовой (Dark Princess). На мой взгляд, это был бы действительно очень интересный и красивый проект, которому пророчили серьезный успех - и в России, и за рубежом. И, возможно, это был бы еще один шанс сделать альбом, не уступающий лучшим вещам Forgive-Me-Not. К превеликому моему сожалению, говорить об этом сейчас уже бесполезно. Мы потеряли человека, который был сердцем и душой этой музыки.”
 

Также читайте:
ЕЩЁ В ПРОДАЖЕ:
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ:
Уникальное предложение! Скидки до 33%! ПИШИТЕ!